Написать рассказ не легче, чем написать повесть или роман, а в ряде случаев даже сложнее. С другой стороны, если писатель хорошо научился писать рассказы — остальные формы ему по плечу. У него в руках мощный навык по привлечению внимания читателей.
Рассказ проще послать в сборник или журнал. Проще отправить на конкурс. Проще достучаться до читателей в социальных сетях, получить отзывы, собрать аудиторию. Люди, читая рассказы и проникаясь любовью к автору, потом с большим вниманием и интересом захотят прочесть его более крупные формы.
Объем рассказа невелик. Максимум 20 000 символов. Кто-то называет 20 страниц, но опять же, страница странице рознь. Всё, что больше — уже считается повестью, новеллой, романом.
Принципы написания рассказа
В рассказе должны быть обязательно:
- Конфликт и помогающая его раскрыть сюжетная линия. Без конфликта рассказ — не рассказ, а дневниковые заметки, очерк или пост в блоге.
- Наглядность. Хороший рассказ всегда насыщен деталями, которые позволяют читателю отлично понимать и представлять, о чём речь.
- Лаконичность. Не должно быть ничего лишнего. Каждый камушек, на который наступил персонаж — тоже персонаж. Каждое слово и даже каждая буква должны работать на раскрытие сюжета и конфликта.
- Понятные читателю персонажи. Живые, с характерами, не картонные. С продуманной историей. Поскольку рассказ — это короткая форма литературного произведения, персонажей не должно быть много, иначе не получится раскрыть характеры целой толпы.
Все эти принципы нужны, чтобы раскрыть идею.
А ещё хороший рассказ должен в идеале побуждать к действию, вдохновлять, смешить, развлекать, пробуждать полезные мысли.
Лучше, конечно, чтобы после его прочтения читатель испытал катарсис, душевный подъём, эмоциональную встряску, но положительную. В жизни слишком много г…на и чернухи, и если рассказ депрессивно-унылый, где в конце все умерли — это не есть хорошо. Но это только мое мнение.
Приглашаю в статью об ответственности писателя перед читателями.
Идея для рассказа
Любой рассказ начинается с идеи. Идея лежит в основе конфликта и сюжета. Собственно, конфликт, сюжет и персонажи помогают раскрыть идею.
Идея может быть любой. Главное — чтобы она затрагивала писателя лично, была основана на его жизненном, эмоциональном опыте, на его впечатлениях, мыслях.
Как найти идею:
Записывать все интересные мысли, которые приходят в голову. Для этого нужно выработать привычку носить с собой везде блокнот.
Много читать. Это нужно не для того, чтобы повторять сюжеты популярных нашумевших книг, переписывать в энный раз «Гарри Поттера», «Властелина Колец» и иже с ними — а чтобы приобрести писательскую насмотренность, подсмотреть лучшие приемы и практики мэтров. Вот статья о том, зачем в принципе читать.
А вот список хороших добрых книг, которые дадут определенный опыт впечатлений и вдохновляющих переживаний.
Полезно читать также публицистическую, научно-популярную, познавательную, бизнес-литературу. Художественные книги нужны для наращивания эмоционального интеллекта, вкуса, насмотренности. Нехудожественные, нон-фикшн книги нужны для структурирования мышления, тренинга, приобретения навыков.
Вот список хороших книг для саморазвития.
Смотреть фильмы, сериалы. Не тупо смотреть, чтоб убить время, а вдумчиво. Обращать внимание на психологию героев, раскрутку сюжета, интригу, локации, где происходит действие. Это нужно не для того, чтобы переписывать в энный раз «Сумерки» или «100500 оттенков серо-буро-малинового», а опять же, для писательской насмотренности.
Вот статья о том, как правильно смотреть фильмы.
Посещать выставки, музеи, картинные галереи. Изучать интересные фотографии, инсталляции. Можно с пользой для дела изучать картинки в интернете на всякий интересные сюжеты, иллюстрации. Pinterest — просто кладезь идей, клондайк!
Знакомиться и общаться с единомышленниками.
Слушать или смотреть семинары, подкасты по литературному мастерству. Примеры хороших, абсолютно бесплатных каналов на YouTube:
Юрий Окунев
Ирина Щеглова
Литературный институт
Слушать байки, анекдоты других людей. Знакомых в компаниях на вечеринках, коллег на работе на перекуре, даже случайных попутчиков в автобусе. Из этого могут родиться жемчужины идей. Заодно жизненный опыт и эмоциональный интеллект прокачаются.
Хороший вариант — поучаствовать в литературном конкурсе. Вот статья о том, какие преимущества дает участие в литконкурсе.
Варианты для обыгрывания идеи
Чтобы раскрыть идею и подобрать тему, можно опять же ориентироваться на личный опыт. Например:
- На профессию. Врач может написать о каких-либо случаях из практики, родители — о смешных ситуациях с воспитанием детей.
- На хобби. Многие хобби считаются редкими, необычными для других людей. Есть даже такое понятие, как «стандартные хобби», к которым относится просмотр телевизора, серфинг в интернете, дискотеки. А если человек, например, рисует, он может написать рассказ о художнике.
- На эффекте необычности и контраста. Добавить сюрреализма, поиграть жанрами. Взять представителя какой-либо профессии, хорошо знакомой автору, поместить в фантастическую, фэнтезийную атмосферу, триллер, комедию, ужастик.
Это только примеры. Воображению не должно быть границ!
Герои
Я не люблю слово «персонажи», стараюсь употреблять его крайне редко. Персонаж для меня — это что-то неживое, картонное, искусственное и бездушное. Слово «герой» имеет более сильный посыл.
Чаще всего герой один главный и остальные — второстепенные, поскольку, опять же, формат рассказа подразумевает сестру таланта. Краткость то есть.
Чтобы прописать отличного, характерного героя, возможно даже харизматика, его нужно представить в малейших деталях, завести на него досье. Что автор должен знать о своем герое:
- Пол, возраст.
- Внешность.
- Социальный статус. Сюда же — воспитание, происхождение, семья.
- Где герой живет — город, деревня, дом в лесу. С кем живёт. Родные, близкие.
- Род занятий, профессия.
- Привычки.
- Ценности.
- Мотивы.
- Цели по жизни.
- Как герой любит говорить, особенности речи. На это влияет и профессия, и социальный статус.
- Прошлое героя. События, которые наложили на него отпечаток.
Опытные писатели советуют новичкам брать прототипы реальных людей. Писатель — это отличный психолог и детектив. Он должен подмечать детали, наблюдать за людьми. Существует даже анекдот о писателе, отомстившим обидчику тем, что он вывел его как главного гада, то есть антагониста в своей книге.
Кстати, героем может быть не обязательно человек. И не обязательно существо какой-либо расы или из мифологии вроде эльфа, кентавра, сатира, орка. Героем может быть зверь, насекомое, гриб, травинка, куст, дуб, микроб, стол, стул, дом, планета, звезда, шляпа, электроприбор, машина. Всё что угодно или кто угодно.
Конфликт
Выше мы рассмотрели, что нужен конфликт. В рассказе чем острее — тем лучше, иначе читатель может даже его не разглядеть, разочаруется, ему скучно станет читать.
Конфликты могут быть:
- Внутренними. Когнитивный диссонанс. Проблема морального выбора. Внутренний поиск, томление. Конфликт со своими внутренними демонами, страхами, отрицательными чертами себя.
- Внешними. Это конфликт с кем-то. С другим героем-антагонистом. С толпой. С системой. С вещью. С природой. С машиной или роботом.
Мир, атмосфера
Атмосфера подразумевает место и время действия. Они должны быть воссозданы максимально понятно для читателя и достоверно.
Если это фэнтези и условное средневековье — нужно внимательно изучить нравы, особенности того времени. Если это фантастика, космический корабль — полезно прочесть несколько книг по механике, космонавтике, посмотреть документальные фильмы, в идеале пообщаться с настоящими космонавтами. Я не шучу. Матчасть — наше всё, господа коллеги.
Уча матчасть, нужно учить быт, лексику, флору, фауну, исторические особенности, традиции, обычаи.
При этом рассказ не подразумевает детального описания подробностей. Атмосферу можно набрасывать крупными мазками, деталями.
План рассказа
У рассказа должен быть план. Без плана — как без руля и без ветрил в открытом море.
План может быть разной степени подробности, тут всё на усмотрение автора.
Любой план должен в себя включать:
- краткое обозначение места действия, времени;
- информацию о героях;
- что произошло в начале, с чего всё началось, буквально — что в первом абзаце или экспозиция;
- как дальше пошли события;
- какая кульминация;
- какие развязка и финал;
- сколько по времени или хронологии продолжаются сцены — ночь, утро, неделя, день.
Конечно же, план отталкивается от основной идеи и темы, помогающей ее раскрыть, от замысленного конфликта.
В финале все сюжетные линии должны быть завершены, не должно быть дыр. Герой должен обязательно измениться. В начале рассказа мы видим его одним человеком, в конце он выходит с другим мировоззрением, опытом, пониманием, статусом.
Типы повествования
Рассказ может вестись от трех лиц:
- От первого лица или «я». Плюсы — можно показать внутренний мир героя. Минусы — нельзя показать мысли и чувства других героев, ведь главный герой по логике не может залезть к ним в голову. Хотя, если главный герой — телепат, то почему бы нет. Опять же, воображение не имеет границ!
- От третьего лица или «он», «она», «ОНО». Плюсы — можно показать множество героев. Минусы — нарушается интимность, доверительность повествования, которая получается, когда читатель читает рассказ от первого лица.
- От второго лица или «ты», «вы». Экзотическая форма рассказа, редко встречающаяся. Напоминает эпистолярный жанр. А также обращение к кому-то, инструкцию. Можно поэкспериментировать, это интересно.
Сюжет может развиваться по таким типам повествования:
- Линейный. Сюжет развивается последовательно от начала и до конца, от завязки до кульминации и развязки.
- Кольцевой. Начало и конец сходятся в одной точке.
- Револьверный. Событие рассматривается со стороны разных героев.
- Шарнирный. Сюжет идет прямо, деталей много, потом он резко поворачивается, детали сворачиваются воедино, финал неожиданны.
- Остросюжетный. Есть экшн, динамика, куча ярких событий.
- Запутанный. Много героев, событий, деталей. Всё переплетается в один сюжет, в финале линии завершаются.
- Точечный. Описываются разные события, детали, герои. Формируется картина, создается понимание взаимосвязей между персонажами.
Чего нельзя допускать
Нельзя допускать того, чтобы рассказ был скучным! А именно не нужна вода. К воде относятся:
- пространные описания природы, погоды, зданий, гор, помещений, насыщенные всякими громоздкими подробностями — особенно в начале;
- непонятные диалоги без смысла;
- введение всех героев сразу в первом абзаце одной кучей — читатель запутается;
- отсутствие главного героя (или героев);
- отсутствие конфликта;
- отсутствие сюжета;
- клише, шаблонов вроде «первые крупные капли дождя» или «голубоглазая блондинка».
Дисциплина
Новички-писатели часто совершают распространённую ошибку: ждут вдохновения. Вдохновение само по себе это, конечно, хорошо. Но если его ждать — так можно никогда ничего не написать.
Полезно выработать привычку писать каждый день. Можно выделить себе определенный лимит, как Джек Лондон — 1 000 слов в день. Либо брать временной промежуток — минимум 20 минут в день. Но каждый день! Конечно, могут быть дни, когда физически не получается достать компьютер, печатную машинку, тетрадь или листы с ручкой и карандашом. Казнить себя за это не стоит, но на следующий день нужно постараться наверстать.
Как отредактировать рассказ
Главное правило опытных писателей: редактировать нужно только после того, как рассказ уже написан!
В процессе написания редактировать нельзя. Работают 2 полушария: правое отвечает за воображение, генерацию идей, поток слов, мыслей на бумагу или на экран с открытым word. Левое — за редактирование, Рацио, разум. Смешивать два полушария — это приобрести когнитивный диссонанс, внутренний конфликт и иже с ними.
Другое главное правило опытных писателей: рассказу нужно дать отлежаться. Не желательно приступать к редактированию в этот же день и даже на следующий.
Если вы уже не новичок и пишете давно (как ваш покорный слуга), наверняка у вас возникало ощущение после написания произведения, что «ой, получилась какая-то чушь» или наоборот — «вау, я гений, ай да Пушкин ай да сукин сын!». Так вот, ставлю свою шляпу: вернувшись через какое-то время с более трезвым хладным умом к своему рассказу, вы с удивлением обнаружите, что: «нет, совсем не чушь, а очень даже ничего!» или «эх, до гения мне ещё расти».
Затем нужно достать рассказ и прочитать его вслух. Убрать все лишние слова, ошибки, которые бросаются в глаза. Это могут быть:
- дыры в сюжете, когда автор что-то где-то забыл случайно указать, написать, и из-за этого получается нелогичность;
- орфографические, грамматические ошибки;
- стилистические ошибки;
- слишком длинные предложения — их нужно разделить на короткие;
- много деепричастных оборотов — их нужно упростить и главное — употреблять правильно! Нельзя «Подъезжая к перрону, с меня слетела шляпа», ну не надо, умоляю!
После того, как все ошибки вычищены, можно обкатать рассказ на хороших лояльных знакомых, спросить их мнение. На усмотрение можно посотрудничать с бета-ридером. Не могу советовать и настаивать, все бета-ридеры разные, может попасться человек со своими тараканами, который начнёт перекраивать сюжет, критиковать автора за имена или хобби героев, которых «не может быть в природе, ну не может человек одновременно увлекаться шахматами и фехтованием, это Мэри Сью какая-то получается!».
Пределов совершенству нет, но и бросаться в другую крайность не стоит. Рано или поздно нужно поиметь смелость и опубликовать рассказ хотя бы у себя в блоге, на страничке соцсети, либо даже в группе, админы которых лояльно относятся к творчеству начинающих авторов.
Конечно, можно столкнуться с критикой и даже с жёстким критиканством. Поэтому приглашаю в мою статью, как относиться к критике, что делать, если критикуют.
За успехом стоит опыт и практика. Если понравилось писать рассказ, нужно писать еще. Со временем можно издать сборник самых лучших, удачных рассказов, получивших хорошую обратную связь читателей, заниматься продажами своих книг, монетизацией хобби, раскруткой.
Желаю вам удачи на писательском поприще!
Если вы пишете рассказы и публикуете их в сети, можете оставить на них ссылку в комментариях, и другие читатели почитают, в том числе и я.