В Подмосковье немало интересных мест. Если вы неравнодушны к авиации и ищете подходящий музей, связанный с самолётами и ВВС, рекомендуем посетить Монино!
Этот уникальный, эксклюзивный материал для нашей редакции подготовил Илья Халтурин, наш эксперт, опытный путешественник, профессиональный рок-музыкант из города Полевской.
Центральный музей военно-воздушных сил в Монино
Свой визит в авиа музей я планировал задолго до приобретения билета в Москву.
Собственно говоря, это одна из ключевых целей поездки в нашу столицу.
В Москве я пробыл пять дней, не считая дней приезда и уезда.
В музей решено было отправиться в первый же день.
Ранним июльским солнечным утром я отправился на Ярославский вокзал. Приобрёл билет на электричку до станции Монино. Ехать примерно полтора часа.
День был выходным, потому испытывал опасения по поводу большого количества народу в вагоне. К счастью, опасения не подтвердились. Десятивагонные составы курсируют чуть ли не каждые 20 минут в нужном мне направлении.
В вагоне, помимо меня, ехали ещё человек десять-двенадцать. Под альбом бодрой группы «Stratovarius» я, с любопытством глядя в окно, легко и быстро оказался на станции Монино.
Посёлок Монино расположен в 23 километрах от Москвы. Население составляет чуть более 20 тысяч человек. История же этого населённого пункта с 1926 года (начало строительства аэродрома) неразрывно связано с авиацией.
Путь со станции начал по улице Московской.
По тихой, тенистой аллее вдоль улицы Маршала Красовского я минут за двадцать дошёл до музея.
Один раз справился у встречного прохожего о правильности выбранного курса.
Посетителей оказалось не так много, как я опасался. Но всё же было многолюдно на всех площадках музея, а тем более возле кассы.
Помимо приобретения билетов на посещения закрытой и открытой экспозиций, оплатил также экскурсию на летательный аппарат. Как от такого можно отказаться, тем более, это также было мной запланировано. В этот день на выбор предложено посещение вертолёта Ми-12 и самолёта Ил-76. Разумеется, мной выбран последний по причине того, что самолёт этой марки до сих пор находится в строю. Живя в Полевском, достаточно регулярно наблюдаю его в небе над своим домом в режиме набора высоты. По характерному шуму отличить от других летательных аппаратов его несложно даже сидя дома за закрытыми дверями и окнами.
Интересно, как и где научиться управлять самолётом, сколько это стоит? Читайте здесь.
Перечислять экспонаты закрытой экспозиции – дело неблагодарное не только по причине их многочисленности, но и потому, что впечатление можно получить лишь воочию увидев эти интересности.
Помимо огромного числа информационных плакатов, которые я фотографировал с радостью, также налюбовался вдоволь первыми образцами авиационных двигателей, включая паровой (!). Впрочем, он предназначался для аэростатов.
От разнообразия моделей винтов разбегались глаза. Дивом дивным предстала передо мной лётная копия учебного французского самолёта «Фарман IV» (образца 1909 года), воссозданного во всей своей красе.
Далее посредством стендов рассказана история авиации в нашей стране, а также её роль в развитии промышленности, укреплении обороны и прочее, прочее.
Далее лабиринты музея вывели меня в ангары, в которых, расправив могучие крылья, стояли штурмовики, бомбардировщики и истребители времён Второй Мировой войны.
Интересно было увидеть радиостанции того времени, огромные аэрофотоаппараты и механизм катапульты.
Осмотрев закрытую часть экспозиции, двинулся на кассу.
Время подошло для долгожданной экскурсии на гигант ИЛ-76М.
Пожилой дядечка подошёл вовремя, направил нас на выход, а сам, задержавшись, догнал нас, когда мы уже зашли за КПП территории открытой экспозиции (на которую я заранее, как уже написал, приобрёл билет, без которого не попасть на отдельно оплаченную экскурсию на самолёт – всё продумано!).
Путь к ИЛ-76 лежал мимо самолётов-великанов, которые мне ещё предстояло осмотреть. Старался воздержаться от лишних фото до экскурсии, тем более что телефон разряжался у меня довольно стремительно, а обзавестись пауэрбанком до сих пор не удосужился.
- ИЛ-76М – военно-транспортный самолёт, который начал покорять небо с 1971 года. Экипаж – 5-7 человек.
- Длина – около 47 метров, практический потолок – 12 000 метров, крейсерская скорость – 780-850 км/ч.
Экземпляр, на который мне посчастливилось взобраться, имеет довольно интересную историю. В Монино же он, отработавший честно и нелегко, прибыл своим ходом.
Наш экскурсовод рассказал общие сведения об этом воздушном судне.
Присоединившийся к нам второй экскурсовод поделил
10 человек нашей экскурсионной группы на две части. Я оказался в «его» пятёрке, которая направилась в кабину пилотов, а первый экскурсовод повёл свою группу в штурманскую.
Впечатлила внушительная грузовая кабина самолёта, длиной почти 25 метров. Грузоподъёмностью в 42 тонны, она могла вместить в себя до трёх единиц техники (БТР, БМД) или до 140 человек личного состава.
В кабину пилотов ведёт крутая лесенка и люк, после которого предусмотрено помещение. В этом помещении, помимо приборов, оборудования, нашлось место даже для раскладушки на случай долгих полётов.
Самые сильные впечатления я получил всё же от созерцания кабины пилотов, от сидения в креслах командира и второго пилота, от прикосновения к обоим штурвалам и рычагам управления двигателями (РУДам) и реверса. Также невозбранно нажимал тумблеры автоматов и переключал многочисленные пакетные переключатели.
К моему удивлению, рычаг выпуска шасси расположен не слева от второго пилота на передней панели, а слева от РУДов. Кстати, заведует ими, как и, собственно, РУДами и всей механизацией, сидящий между пилотами чуть позади, бортинженер. Рабочее же место радиста – за креслом второго пилота лицом к правому борту. Радист же, как оказалось, ответственен ещё и за электрооборудование самолёта и ещё много за что.
Дети испытывали небывалый восторг, сидя за штурвалами, а я, 36-летний мужик, как мне кажется, ещё больший! Добрые люди меня сфотографировали на мой же телефон. А далее несколько десятков кривых сэлфи. Успел позадавать вопросы экскурсоводу (оба из которых бывшие пилотирующие члены экипажа), прежде чем настало время покидать кабину.
В этот момент выяснилось, что экскурсоводы не будут вопреки данным ими обещаниям меняться местами с половинами разделённой экскурсионной группы, чтобы рассказать нам об особенностях работы штурманов, а второй группе, соответственно, обустройство кабины управления. Но в утешение было разрешено всё же самостоятельно пройти в штурманскую кабину и вдоволь нафотографироваться там.
С рабочего места штурмана, ввиду панорамного остекления его части кабины, которое также затрагивает нижнюю полусферу (в этом и смысл!), обзор намного лучше, чем непосредственно с кресел пилотов.
После – возвращение в грузовую кабину, из которой через дверь и по трапу на зелёную травку, которая растёт вопреки вытаптывающим её любителям авиации.
Благодарно попрощавшись с нашим экскурсоводом (пожилой дядечка, который не стал нам показывать штурманскую, ушёл по-английски), я отправился зигзагами смотреть и фотографировать открытую часть экспозиции этого прекрасного музея!
Глаза разбегались. Хотя, признаться, восприятие несколько замылено после многократного посещения Музея боевой славы Урала в Верхней Пышме. Но всё же уникальность и ценность для меня экспонатов зашкаливали. И отчасти сознание туманилось ещё и поэтому!
Сами посудите, каково это – транспортному фанату, видевшему эти экспонаты лишь на ютубе, встретить их воочию!
Особо отмечу лишь часть летательных аппаратов. Вертолёты: МИ-26, МИ-4 и МИ-12 (на экскурсию на который также была возможность, но я выбрал самолёт).
Интересно, как и где научиться управлять вертолётом? Приглашаю к прочтению.
Самолёты: Ли-2 (невероятно), ТУ-144 (просто не верил глазам!), ТУ-114 и другие.
Уходить не хотелось! Четырьмя годам ранее подобные ощущения испытывал, находясь в железнодорожном раю – музее железнодорожного транспорта в Питере. Также не было и речи об усталости, голоде и течении времени.
На прощание, вернувшись в здание музея, приобрёл в сувенирной лавке кружку с изображением ИЛ-76 в полёте.
Не без сожаления попрощался с музеем.
До электрички решено было погулять по городку, поискать кафе, а лучше столовую и перекусить, а в идеале – подзарядить уж очень быстро садившийся телефон.
Тихим и уютным предстал парк городка Монино.
Скамейки, детские площадки, дорожки, деревья – всё как и везде, но, как известно, уют у каждого уголка свой.
Через парк вышел к Дому Офицеров, возле которого обошёл скучковавшиеся рядом памятники: «Слава Покорителям Космоса», Юрию Гагарину, «Монинцам-ветеранам ВОВ».
Далее по улочкам Авиационной и Баранова вышел к уже знакомой улице маршала авиации Красовского. На ней же, рядом с её пересечением с улицей Московской, расположен памятник Степану Акимовичу.
Столовой найти не удалось, а кафе, попавшееся на пути, меня не устроило, потому перекусил на станции тем, что было с собой. Благо, до электрички оставалось что-то около часа. Видимо, основной пик их движения приходился на утро и на более позднее время, чем то, когда я возвращался в Москву. Солнце жарило нещадно, и я мечтал скорее доехать и нырнуть в вожделенную подземку, в хитросплетениях которой начал уже разбираться.
На этом путешествие можно считать завершённым.
Стоило ли туда съездить? Безусловно, да! Посоветую ли другим потратить день на этот музей? Тоже да, ибо это история нашей с вами страны. И дело не в транспортном фанатизме.
А музею, как и уважаемым читателям, не говорю «прощай», а говорю «до свидания»! До новых приключений!
Больше путешествий и идей для путешествий — в Блоге Путешественника!