Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском: рождённый в глубинах веков и прошедший сквозь пламя и пепел

Один из наших предков сказал о том, что мир — это книга, и тот, кто не путешествует — не прочёл и страницы. А наша родная земля настолько богата историей и мудростью веков, что сделай мы шаг влево или вправо — уже попадаем в увлекательное путешествие во времени!

Чтобы увидеть средневековые диковинки, присмотритесь к нашим русским городам. Уроки, которые в них преподносит История, помогут прочувствовать связь с пращурами и преемственность поколений, понять, как жили и чем дышали наши дедушки и бабушки.

В этой статье мы отправимся в подмосковный город Дзержинский (рядом с Люберцами и Котельниками) и посмотрим на Николо-Угрешский монастырь.

XIV-XVII века: основание и расцвет

Дмитрию Донскому явилась чудесная икона Святителя Николая Чудотворца именно в этом месте. Великий князь шёл со своим войском на поле Куликово, и знамение вдохновило его на ратный подвиг. Дмитрий сказал тогда слова, от которых произошло название района Угреша и одно из составляющих названий монастыря: «Сия вся угреша сердце мое». Или «Это всё согрело сердце моё».

Когда в XVI столетии на Москву напал крымский хан Мехмед I Гирей, монастырь сгорел дотла. Но его быстро восстановили. Цари Романовы — Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович совершали сюда свои «Угрешские походы» на богослужение. И благодаря этому монастырь в XVII веке значительно расцвёл и развился.

Обитель, расположенную неподалёку от Острова — царского потешного села, посещал и молодой тогда ещё император Пётр Великий. Туда же он заключил мятежных стрельцов, когда разобрался со стрелецким бунтом.

XVIII — начало XIX века: упадок и блистательное восстановление

В XVIII веке Угрешская обитель переживала упадок: братия сократилась, монастырь лишили льгот по податям, прекратился поток паломников. Здания монастыря использовались в качестве тюрьмы и приюта для инвалидов и умалишённых. Во время наполеоновских войн Николо-Угрешский монастырь и вовсе захватили французы. Дошло дело до того, что в 30-е годы XIX века монастырь рисковал быть закрытым.

Но благодаря решению митрополита Филарета назначить настоятелем игумена Игнатия Брянчанинова монастырь был спасён и дожил до наших дней! Впрочем, Игнатий по царской милости Николая I стал управителем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, а Угрешскую обитель возглавил друг Игнатия — Иларий, который в течение 18 лет восстанавливал монастырь, невзирая на все трудности.

Так, Угрешский монастырь даже был впоследствии признан московскими святителями «второй Лаврой»! Во времена преподобного архимандрита Пимена — преемника Илария, монастырь переживал снова пору великого расцвета. Меценат Александров Пётр Матвеевич вносит пожертвования, благодаря которым строятся храмы, расширяется территория. Приглашается архитектор и художник Солнцев Ф.Г., создавший грандиозный архитектурный ансамбль.

XX век (период от революции до перестройки): использование в городском хозяйстве

После свержения царской власти монастырь стал трудовой артелью монахов — «Николо-Угрешской трудовой общиной». В то время там была организована детская колония Наркомфина с приютом для матерей с детьми, учебный пансионат, институт благородных девиц. Феликс Дзержинский преобразовал колонию в трудовую коммуну.

В 20-е годы XX века монастырь упразднили. Незадолго до Великой Отечественной Войны был разобран самый древний храм — Никольский собор, простоявший с XVI столетия. Когда нападали немцы, в целях унитожить ориентиры для вражеских самолётов наши соотечественники снесли купола церквей и верхние этажи колокольни, а монастырский пруд спрятали под досками и бутафорскими постройками.

Во времена советской власти на территории обители находилась инфраструктура юного посёлка Дзержинский: начальная школа, городской детский лагерь, молочная кухня, роддом, поликлиника, станция скорой помощи, кожный диспансер, рынок, столовая, огороды с частными домами, коммунальные квартиры на четыре сотни человек, общежитие Научно-исследовательского химико-технологического института, мастерские, спортивные секции.

Конец XX — XXI век: новое рождение

А в 90-е годы монастырь был передан Русской православной церкви.

Благодаря неравнодушным горожанам и градоначальникам восстанавливались обезглавленные храмы, колокольня, заброшенные руины и заросшие пруды. Построены новые соборы и часовни (Пименовская, Страстная церкви), восстановлены иконостасы и внутренние росписи.

Образована Николо-Угрешская православная духовная семинария, открыты воскресная школа, библиотека, издательство. Возродилась традиция колокольного звона. Монастырь получил статус ставропигального.

Религиозные артефакты Николо-Угрешского монастыря

⦁ Самые ценные и почитаемые в монастыре чудотворные иконы: Икона Святителя Николая, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, Икона великомученика и целителя Пантелеимона, икона преподобного Пимена.
⦁ Мощи Святителя Николая Чудотворца — часть руки, сохранившаяся с XI века. Перенесены из Греции — из монастыря Иоанна Предтечи.
⦁ Мощи Святителя Игнатия Брянчанинова — духовного писателя и архимандрита преподобного Пимена.
⦁ Мощи преподобных отцов Киево-Печерских: Иоанна постника, Прохора Чудотворца, книгянии Ольшанской, Сильвестра Чудотворца, епископа Новгородского, Илии Муромца, Лаврентия затворника.
⦁ Крест VII столетия, в котором хранилась часть Древа Креста Господня.

Заинтересовались, хотите знать больше и вас прямо понесло на волне изучения Истории? Книги про Николо-Угрешский монастырь

Хочу вам порекомендовать 3 книги. Из них вы при желании почерпнёте знания и о других замечательных старинных образцах искусства архитектуры.

  1. «Седая старина Москвы», автор Кондратьев И.К.
  2. «Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов», составитель Паламарчук П.Г.
  3. «Православная Москва: Справочник монастырей и храмов», авторы Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.

Также предлагаю заглянуть на сайт Николо-Угрешского монастыря, чтобы узнать расписание богослужений и другую полезную информацию, а также на «Русское Православие», чтобы почитать об этом историческом памятнике.

Посещайте Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь, делитесь впечатлениями и гордитесь богатством нашей Родины, которым обладаете по праву! Счастья вам, Любви, Радости и всех благ!

Опубликовано Ксения Воловик

Родилась в Москве 13 сентября 1986 года. В 2007 году окончила с отличием Российский Государственный Социальный Университет, по специальности Психология. Профессиональная деятельность: Интернет-маркетолог, копирайтер, HR-менеджер. С 2008 по 2020 год работала на позициях ведущего специалиста подбора, адаптации и обучения персонала в компаниях KPG Resources, Art Fashion Group, ООО Наука-Связь, Business Law Solutions, E100. С 2020 года профессионально занимаюсь копирайтингом, интернет-маркетингом. Топовый автор лидирующего медиа в сфере арбитража трафика и заработка в интернете Partnerkin.com, автор бизнес-платформы "Деловая среда". Творческая и литературная деятельность: Писатель, музыкант.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *