Если вы взялись писать литературные произведения, осознавайте в полной мере свою ответственность за них.
Вы пишете с определённой целью. Поделиться личным опытом, знаниями, эмоциями. Что-то людям дать.
Хочется надеяться, что цели именно такие. Потому что по моему мнению, писать «Я крутой красивый замечательный, и вообще я звезда с неба, и это огромная честь, что вы меня такого суперского хорошего-пригожего вообще увидели» и заставлять об этом читать людей — это не совсем к писательству относится. А больше к очковтирательству — называю вещи своими именами, извините, если грубо.
Цели любого творения или произведения
Любое литературное произведение — будь то рассказ, повесть и тем более роман — должно делать одну из трёх вещей, а ещё лучше три вещи сразу:
⦁ Чему-то учить — знаниям, другому опыту, раскрывать новый взгляд на вещи, расширять кругозор.
⦁ Приносить эстетическое удовольствие, пробуждать положительные эмоции, юмор, дарить катарсис. Высшее наслаждение — когда книга настолько проникновенно трогает душу, что заставляет плакать!
⦁ Пробуждать идеи, мысли, фантазии, стимулировать воображение, вдохновлять, задавать вопросы о смысле и тайнах Мира, Человеческого Духа и Вселенной.
Только в этих случаях литературное произведение Ценное и Цельное. Только в этих случаях Человек, открывая такую книгу, получает настоящий важный незабываемый Опыт. Или заряд энергии, вдохновляющий на новые свершения. Только в этих случаях Человек духовно растёт.
Я всегда стараюсь писать свои произведения, чтобы они могли людям что-то дать. Что-то подарить. На что-то вдохновить. Потому что я осознаю одну маленькую и очень простую вещь: наше Время здесь на Земле бесценно. Это невосполнимый ресурс. Да, это наш выбор, чем наполнять своё Время.
Но когда мы пишем рассказ, повесть или роман — мы автоматически становимся на несколько мгновений властелинами времени других людей. Наших читателей.
Ценность для читателя
Человек, взяв написанное нами произведение, посвящает ему несколько минут или даже часов Своей Жизни. И очень важно понимать, ЧТО Человек от вашего произведения к себе возьмёт. С какими эмоциями и в каком настроением он будет пребывать после вашей книги. Чему он научится у ваших героев или сюжета. Что он узнает. О чём он задумается. Мне будет гораздо спокойней осознавать, что мои книги что-то подарили людям, чем что они отняли энергию, и люди проклинают меня за потраченное время.
Время — это самое дорогое и ценное, что другой человек может подарить тебе.
Ещё есть важное золотое правило: обязательно пишите всегда то, что бы вы сами с удовольствием читали. Будьте сами для себя первым тестирующим читателем. Тут всё просто: если вам самому нравится, значит, вы сможете зажечь своей книгой сердца других людей. Осознайте, действительно ли нравится. Нет ли там фальши. Если есть — сделайте так, чтобы не было.
Если вы пишите — вы в любом случае НЕ графоман
Я не верю в графоманов. Если человек как маньяк пишет, пишет, пишет, но не желает признавать, какие у него ошибки, и считает себя гением — это не графоман. Это писатель, который немного запутался и у которого всегда есть выбор: научиться видеть свои ошибки, прислушиваться к обратной связи от мира, или продолжать с ножом гоняться за издателями и заставлять всех друзей и знакомых читать только себя и писать потом восторженные отзывы.
Изучайте литературное мастерство в любой форме. Вовсе не обязательно поступать на второе высшее и учиться пять лет по специальности «Литературное творчество», если вы уже в сознательном возрасте пришли к тому, что открыли себя как писатель.
Есть много доступных источников — каналы литературоведов и преподавателей на Youtube, книги для писателей. Обращайтесь ко мне, я могу порекомендовать, какие конкретно. Прямо здесь дарю вам информацию о бесплатных мастер-классах и лекциях Ирины Щегловой — удивительного человека, которого я считаю своим Наставником.
Долгое время я писала мои произведения, учась инстинктивно. На своих ошибках, на обратной связи моих читателей, на обрывочных советах писателям, которые попадались на глаза. В данное время я занимаюсь изучением литературного мастерства централизовано и структурировано.
Обрела колоссальную базу знаний, которая помогла мне в двух направлениях: я научилась видеть свои ошибки, узнав как их исправить, и я получила подтверждение тому, что уже самоучкой научилась делать правильно! То есть у меня окрепла уверенность в своём развитии как писателя, и в целом я теперь умею разбираться в самых базовых вещах про основную идею, сюжет, конфликт, характеры героев и как это всё грамотно увязывать и выстраивать.
Развивайтесь, не стойте на месте!
И ещё одна супер-важная штука для тех, кто уже написал несколько книг. Вы, конечно, можете показывать ваши книги друзьям, знакомым и потенциальным читателям в соцсетях, выкладывать на самиздат-площадках, высылать их по электронной почте для прочтения. Но только на начальных порах — для обкатки, получения ценной обратной связи. Особенно если вы только-только начинаете писать и хотите понять, как пойдёт, кому зайдёт.
Но если у вас уже есть определённый пул читателей, какие-то достижения в связи с вашими книгами (конкурсные дипломы и сертификаты, публикации о вас, самостоятельно изданные в типографии книги, а тем более проведённые по вашим книгам мероприятия, рисунки, арты и фанфики ваших самых лояльных читателей) — выходите на уровень выше.
Доводите книги до ума и направляйте в издательства. Знакомьтесь с литературными блогерами — среди них есть тоже редакторы, рецензенты и писатели, которые делятся опытом и могут вас порекомендовать дальше. Начинайте вариться в литературной и окололитературной тусовке. Сделайте всё возможное для того, чтобы вашу книгу порекомендовали или прорекламировали другие люди. Чтобы о ней и о вас как об авторе заговорили в литературных кругах. Когда вас признают или дадут вам дружественный отзыв представители литературных сообществ (это могут быть уже публикуемые писатели, либо редакторы, либо другие лидеры мнений) — обязательно наполняйте такой информацией ваш блог.
Если о вас заговорят люди и у вас появится реклама от ведущих литературных сообществ — ваши книги будут восприниматься по-другому. Вы будете выглядеть уже как признанный опытный профессиональный писатель, а не как начинающий графоманчик, которого можно поучать и указывать, что в его тексте не так и не этак.
Ваш ресурс — ваш авторитет
Поверьте, если вы просто будете свои книги рассылать по знакомым — ваши знакомые будут воспринимать, что вас нужно взять под крыло, начнут вас учить со своей колокольни. И вы будете вынуждены объяснять, что вы не верблюд и всячески защищать ваше произведение и вашу идею. Ведь ваши люди будут рассуждать приблизительно так: книга нигде не издана и не признана, а значит, она низкого качества, и нужно этому человеку указать на ошибки. Они уже предвзято будут видеть ошибки во всём, не увидят за деревьями леса и никогда не укажут вам на достоинства и на то, почему ваша книга достойна прочтения.
Вот когда люди читают книгу признанного, издавшегося автора, и она им не нравится — они просто её откладывают. А не пишут этому автору лично в снисходительной форме, какие у него ошибки. Да и вероятность того, что ваша книга понравится, выше, когда она уже признана кем-то из литературного мира, неким экспертом или группой экспертов. Там уже люди смотрят на сюжет, на героев, на мир в целом, на замысел, а не на мелочи и огрехи, которые опять же огрехами могут быть исключительно по их мнению.
Учитесь грамотно презентовать себя как автора. Правильно рассказывать о ваших книгах. Правильно и выгодно для своего имиджа подавать информацию об идеях, которые вы заложили в ваши литературные произведения, о характерах героев. Делайте акцент на том, что хотите дать читателям, какую частичку себя, своего опыта — и для чего читателям это нужно, чем им будет полезно соприкоснуться с тем миром и теми персонажами, которых вы описываете.
И помните всегда о вашей ответственности за всё, что вы пишите и что вы хотите, чтобы другие Люди прочитали.
«Я пишу крутой ужастик с живыми трупами, мозгами и расчленёнкой, потому что я супер-крутой и посмотрел супер-модный голливудский фильм, читайте только меня!!!»
Или — «Я пишу историю о человеке, который открыл в себе, что ему под силу обрести гармонию внутри себя и управлять своими душевными порывами и эмоциями, а также понял, что так может любой другой, и эта история основана на личном опыте и реальных событиях». Какую книгу из этих двух предложенных вы бы хотели прочитать?
Мне — явно вторую. Зачем мне читать первую, ведь если захочу, схожу на этот самый модный фильм и все трупы сама увижу?! Да и какой смысл?! Трупы мы видим каждый день в новостях по телевизору, а гармония в себе и умение урезонить свои гнев, обиду страх — то, что нам не хватает почти от рождения.
Верьте в себя, у вас всё обязательно получится! Желаю Любви, счастья, радости и Творческих Прорывов!