Хорошие книги и чтение способны изменять взгляды, расширять понимание мира, людей, отношений, показывать и передавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать человека. Не зря говорят — «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести«. Действительно есть такие книги, прочитав которые, человек вдохновлялся на подвиги, делал выборы, которые меняли его жизнь целиком и полностью. Наверняка у каждого из вас, читатели, есть такие книги, которые повлияли на вас настолько сильно, что без них вы сегодняшний были бы не вы.
Психология чтения — что изучает
Психология чтения или библиологическая психология — отрасль психологии, которая изучает, как у людей формируются навыки чтения, как люди воспринимают литературу, какие процессы и состояния человека при чтении влияют на это восприятие, каковы особенности психологии личности читателя. Это междисциплинарное направление на стыке:
- педагогики;
- социологии;
- психологии;
- журналистики;
- литературоведения;
- информатики;
- книговедения.
Читатели могут различаться по возрасту, образованию, национальности, другим культурным, социальным и психическим особенностям. Эти особенности влияют на само чтение книг и на выбор книг для чтения. Каждая книга адресована на людей определённого склада, свою целевую аудиторию.
Разные типы текстов или книг требуют разных способов чтения. Например, когда мы читаем научную литературу — у нас одни задачи: получить информацию. Когда читаем поэзию — у нас совершенно другие задачи и мотивы: получить эстетическое удовлетворение, отдых, наслаждение для мозга.
У каждого читателя есть мотивы — интересы, потребности, установки. Обычно мотивов несколько: самообразование, отдых, получение практической информации и определённых инструкций, пошаговых алгоритмов, как сделать то-то и то-то.
При чтении мозг видит и воспринимает символы, распознаёт их смысл, сознание переваривает в нужной форме, отдельные фрагменты записываются в память. Так человек запоминает что-то из прочитанного. Навык чтения приобретается в процессе обучения. Официальная наука считает, что люди изобрели письменность 7 000 лет до н.э., а читаем мы всего 5 000 лет — самой древней библиотеке 2 500 лет, которую обнаружили археологи. Таким образом, это молодой навык для мозга человека как эволюционирующей структуры.
Почему от чтения становятся умными
Чтение связано с речью. Чтение — это сложнейший, высший нейрофизиологический процесс. В мозге за чтение отвечают определённые отделы коры — не один определённый, а несколько: память, мышление, речь, восприятие, в целом около 17 зон. Если конкретно, за чтение отвечает теменно-височно-затылочная область левого полушария. Это область выполняет зрительно-речевые функции.
Читатель интерпретирует текст на основе своего опыта, черт характера, социокультурных факторов, в которых он пребывает. Для того, чтобы овладеть чтением, нужна согласованная деятельность мозга.
Интеллект человека повышается благодаря росту нейронных связей. Один нейрон — клетка мозга — может иметь до 4 000 связей-синапсов. Когда человек читает, его центральная нервная система усложняет связи между нейронами. Считается, что каждая прочитанная книга повышает уровень интеллекта на 1%. Если вы прочитали 100 книг — вы стали умнее в 2 раза. 100 книг реально прочитать за 1-2 года.
За психологию восприятия чтения отвечает лимбическая система. Она как раз помогает определить, нравится книга или нет: положительные эмоции мы испытываем, негативные или откровенно скучаем.
Британский учёный Дэвид Льюис экспериментально выяснил, что чтение понижает уровень стресса на 68%. Чтение художественной литературы развивает воображение и творческие навыки, что тоже является отличным антидепрессантом.
Лучше бумажные книги или электронные?
Учёные, проводящие исследования в этой сфере, говорят, что разницы нет. Человеку всё равно откуда читать — бумажную книгу, монитор компьютера, экран телефона, электронную читалку. Преимущество бумажных книг перед электронными в том, что подключаются дополнительно тактильные каналы восприятия: человек видит и осознаёт, сколько он прочитал, ему удобнее ориентироваться в книге.
У электронных книг и чтения с монитора есть недостатки для большинства людей: люди привыкли читать в интернете по диагонали, додумывая строки, проглатывая их. Веб-культура, интернет приучили людей к коротким форматам, разбиению на абзацы, интервалам, красивым картинкам, клиповому мышлению. С другой стороны, в этом плюс — с экрана монитора мы читаем быстрее, а значит, быстрее получаем много информации.
Как правильно читать книги
Помните поговорку — «Смотришь в книгу — видишь фигу»? Или ещё одну её модификацию — «В один глаз влетело, из другого вылетело«? Тому, как читать правильно — чтобы видеть не просто фигу, а скрытые смыслы, учат психологи, преподаватели, философы. В частности, есть такая книга Мортимера Адлера, которая так и называется — «Как читать книги«.
У чтения есть 2 вида:
- для информации;
- для понимания.
Считается, что читатель более слабый — тот, кто пока только овладевает навыками чтения, либо в целом имеет маленький опыт чтения — способен читать только для информации: вызубрить её. Более сильный читатель способен читать для понимания: усвоить информацию и обучиться.
Когда человек читает только для информации, он надёргивает факты, а целостной картины, понимания не получает. Когда человек читает для понимания — он приближается к уровню автора (писателя), его опыту, учится у него, расширяет своё мировоззрение, кругозор.
Читая для понимания, мы не просто узнаём факты, которые забываем через 10 минут, а занимаемся настоящим научным исследованием, прокачиваем мыслительную мышцу. Вдумчивое чтение — это всегда мышление. Это активный труд, как бы легкомысленным и безмятежным со стороны процесс ни казался. М. Адлер рекомендует делать записи на полях в процессе чтения или конспекты, чтобы освободить память, продвигаться по книге эффективнее.
Адлер выделяет 3 уровня чтения, которые должен пройти человек, чтобы полностью понять книгу:
- Структурный, аналитический уровень. Здесь мы узнаём, что за книгу читаем, в чём её смысл, как этот смысл можно кратко изложить 1-2 предложениями, как книга разделяется на части, какая между ними взаимосвязь и какие проблемы раскрывает автор.
- Интерпретационный, синтетический уровень. Мы движемся от частного к общему. Нам важно: выделить главные слова, найти общий язык с автором в его понятийном поле; отметить важные утверждения; найти основные аргументы; узнать, какие задачи автор смог решить, а какие не смог и оставил другим.
- Критический, оценочный уровень. Вы всегда имеете право согласиться или наоборот поспорить с автором, услышать своё мнение, соотнести его с прочитанным. Согласны вы или не согласны? Как вы оцениваете то, что утверждает автор? Подходит ли то, что изложено в книге, лично вам, откликается ли в душе, соотносится ли с вашей системой ценностей, убеждений, с вашим миром?
Друзья, читайте и получайте удовольствие от книг! Чтение — это увлекательное общение, поиск и открытие. И по счастью сегодня книги доступны каждому — не то что сотни лет назад, когда читать себе могли позволить только очень богатые люди или монахи. Напишите в комментариях, какие книги вы любите и как в целом относитесь к чтению, считаете ли вы чтение пустой тратой времени или наоборот вы — библиоманьяк, как и я.
Проходите опросы на сервисе Ипсос-I-Say и обменивайте полученные баллы на сертификаты Литрес, чтобы добывать любимые книги и книжные новинки бесплатно или с хорошими скидками!
А также оставляйте сайт в закладках и следите за новыми статьями и материалами: я публикую анонсы обновлений на своей страничке Вконтакте и в моей группе Вконтакте.
Подпишитесь на мой YouTube и на мой Инстаграм!