Вы написали впервые произведение и решили опубликовать его в Сети. В вашем посте в блоге, на стенке в vk.com или на facebook, на площадках типа Author.today, Proza.ru, СамИздат и других. Совершенно неожиданно вы получаете обратную связь: кто-то что-то написал под вашим произведением. Могу вас поздравить: вы приобрели своих первых читателей.
Но иногда вы не знаете — радоваться или нет. Вы начинаете мучить себя вопросами: мой рассказ раскритиковали — что делать?! Как отвечать, если критикуют? Если меня критикуют — может, мне вообще не стоит заниматься писательством? Как писателю реагировать на критику? Ответы — в этой статье.
Любящие читатели
Самый желанный, самый долгожданный комментарий — всегда от них. Это Люди, которым очень понравилось ваше творчество. Люди, которым зашло. Либо люди, которые ваше произведение ПРОЧИТАЛИ и написали «я прочитал, мне понравилось».
Они почти не критикуют вас; хвалить тоже в принципе могут весьма скудно, либо хвалят сплошными эмоциями. Но они принимаются обсуждать ваших героев и ваш сюжет, даже могут сделать по вашему произведению что-то своё. Свой фанфик, стихи написать, переодеться в вашего героя, к примеру.
Они открыто и искренне восхищаются вами. Давая обратную связь, пишут или говорят в основном положительные вещи — что им понравилось, и только потом очень тактично о том — что им не понравилось и что по их мнению вам можно подправить в вашем произведении. Настроены позитивно и лояльно по отношению к вам.
Это Люди на вес золота, они вдохновляют, придают уверенности в себе. Их необходимо обязательно благодарить. И если они дают краткий, но эмоциональный суперпозитивный комментарий — просить их рассказать поподробнее. В дальнейшем эту информацию можно использовать как и для продвижения себя, и для последующей работы над вашими книгами:
- Вычленить, что нравится таким людям в ваших произведениях.
- Узнать, чем дышит такая целевая аудитория.
Если у вас есть такие комментарии от незнакомых людей (друзья и родственники, которым вы дали почитать ваше произведение и попросили написать отзыв — не считаются!) — вы пишете очень хорошо. Вы на верном пути и можете успешно реализоваться как писатель.
Сохраняйте такие отзывы, они пригодятся вам, когда вы будете выходить на крупные издательства. Это ваш козырь о том, что у вас есть свой пул лояльных читателей.
Критикующие
Это Люди, которые добровольно, сами по своему желанию, прочитали ваше произведение. И что-то вам написали, хотя вы напрямую их могли не просить и даже могли таких людей не знать. Поэтому их комментарии зачастую вызывают чувство удивления, скованности и небольшой тревожности — ведь они же оценивают вас и ваше произведение!
Именно оценивают. Поскольку в основном пишут, что им что-то не понравилось, либо что они что-то не поняли и чем-то оказались не совсем удовлетворены, либо о том, что что-то в вашем произведении не соответствовало их ожиданиям. Они могут вести с вами беседу с позиции опытного Родителя (по концепции Эрика Бёрна «Родитель, Взрослый, Ребёнок») — то есть в их словах чувствуется снисходительный покровительственный подтекст. Создаётся ощущение, что вас поучают.
Такие люди могут говорить умные правила, умные общепринятые факты, о которых вы и так знаете. Они могут судить о чём-то, по вашему мнению, однобоко, а где-то и вовсе ошибаться. Но заявляют о своих мнениях с таким авторитетом, что если вы человек восприимчивый и застенчивый — начнёте немного терять почву под ногами. Но.
Это самые ценные люди, на вес Платины и Бриллианта, потому что:
⦁ Они нашли время — уделили несколько драгоценных минут или даже часов своей Жизни, чтобы прочесть ваше произведение.
⦁ Они уделили время, чтобы дать вам подробную обратную связь и открыто рассказали о своих болях, тревогах и о том, что ваше произведение не соответствует их определённым предпочтениям и ожиданиям.
⦁ Они, как правило, дают критику конструктивную, которую можно использовать.
⦁ Они могут указать на какую-то ошибку очевидную, которую вы не видите в силу нормальных причин: глаз замылился, и т.п.
Обязательно выслушайте таких людей, поблагодарите их. Подчеркните, что для вас очень ценно и важно то, что они так отреагировали.
Постарайтесь перевести их в позитив. Например, ответьте им (только после того, как выслушаете и поблагодарите):
«Вы дочитали моё произведение до конца, из чего я могу судить, что вы в нём что-то для себя нашли, раз посвятили ваше личное время. Я могу ошибаться в своём суждении. Мне будет очень полезно узнать, что вас побудило дочитать до конца, что вас зацепило и есть ли моменты, которые принесли вам положительные эмоции или были полезны для вас. Если же нет, мне очень жаль, что я не ваш писатель, а вы не мой читатель, ведь как бы там ни было, я безусловно уважаю ваши вкусы, предпочтения и мнения. Наше общение и ваша обратная связь сама по себе очень ценна».
Не стоит принимать все слова Критиков за чистую монету и делать сразу так же, как они говорят. Не стоит хвататься за голову и вопить «Я — бездарность!» лишь потому, что некий человек указал вам на ошибки, которые на самом-то деле ошибками могут и не являться. Ведь вы — автор.
Расскажу банальный пример из моей практики: мне как-то высказали, что не может существовать в природе человека с умениями и талантами, которого я описала. Критик не знал, что я описывала при реального своего знакомого — прототип, у которого как раз такие умения и таланты и имелись.
Помните о том, что каждый из нас живёт в своей собственной реальности Опыта, и зачастую Опыт наш настолько разный, что это может порождать действительно полное непонимание друг друга. Будьте толеранты и терпимы к мнению людей. Особенно тех, кто нашёл время и прочитал ваши труды — вне зависимости от того, что эти люди вам сказали.
Поблагодарите их, выровняйте ваши позиции. Критик — не авторитарный родитель-начальник, который умнее вас, а равнозначный партнёр вам, ваш Друг и где-то даже ваш Наставник.
Едкие критики
Некоторые их ещё называют Троллями. Да, такие Люди тоже есть, и у них свои боли и потребности. Потребность во внимании, в принятии, и чтобы всё было правильно, как нужно, безопасно. То есть у них по сути точно такие же потребности и боли, как и у вас. И когда они видят резкое несоответствие с их текущим состоянием ума, настроением — они реагируют по-своему, как умеют.
Это те люди, которые пишут «твой рассказ — говно». Или придираются к незначительным и вполне поправимым огрехам, раздувая их до вселенских масштабов: «вот поразводилось-то графоманов, с какой стати вампиры в вашем твАрении едят чеснок?!». Или сразу начинают на вас нападки с позиции зашкаливающего Родителя по Бёрну, указывая на факты, в которых они по собственному убеждению разбираются блестяще: «А вы знаете, что неграМмотно пЕсать слово кАмпания через А?» — при этом когда вы описываете рекламную кАмпанию или военную кАмпанию.
Когда вы начинаете убеждать их в том, что вы правы или начинаете оправдываться перед ними — они чуют в вас слабое звено, и их нападки делаются более злостными и безжалостными. После общения с ними у вас создаётся впечатление, что вы в действительности откровенная бездарность, либо что какой-то полудурок вас опускает. Ваше эго задето, вы на взводе, агрите, а едкий критик, могущий оказаться тем самым вампиром с чесночком, кайфует, что подрезал крылышки ещё одной литературной фее.
Впрочем, всё может оказаться и намного проще. У человека дурное настроение, он рылся в Интернете, ища что-то позитивное. Наткнулся на ваше произведение. Прочитал. Опомнился, понял, что что-то там не понравилось — и давай вас шашкой рубить, чекрыжить и чехвостить за милую душу!
Как бы там ни было, а стратегия поведения тут точно такая же, как и с милыми добрыми Критиками. Обязательно поблагодарите такого человека. Не язвительным саркастическим «спасибо на добром слове», а искренне, с пояснением:
«Благодарю вас за то, что вы посвятили Время моему произведению, что вы его прочитали и нашли ещё дополнительное время, чтобы его прокомментировать. Это может означать, что моё произведение не оставило вас равнодушным. И я этим польщён. Вот вы пишете, что мой рассказ — говно. А что там говно, можно узнать? Мне крайне это любопытно и важно. Говно вообще всё? В таком случае, если это было ясно с первых строк, зачем же вы читали дальше, да ещё и время потратили на то, чтобы cпуститься в раздел с комментариями и это написать? Может быть, вы имели в виду, что говно не всё подряд, а что-то конкретное? Что вас так разозлило, расстроило, обескуражило?».
Как правило, после такого подката критик начинает уже общаться более или менее адекватно. Он может высказать, к примеру: «да всё норм, бро, я просто ненавижу дурацкое фэнтези, достали эльфы с мечами». Или: «дык у тебя там персы так и не занялись сексом в конце, а мне этого так хотелось!».
Конечно, редкостный Едкий Критик может и к вашей благодарности даже придраться и продолжить свои наезды. В этом случае сворачивайте беседу словами «Я уважаю ваше мнение, вы правы по-своему, я прав по-своему, делить нам нечего и каждый из нас пусть останется при своём. О вкусах не спорят, хотя и мне жаль, что я не ваш писатель, а вы не мой читатель. Желаю вам успехов и чтобы вы нашли для себя достойную и качественную литературу».
Не вступайте в перепалку и тем более в оскорбления. Если Едкий Критик материт вас, переходит на личности, обзывает вас — не отвечайте или ставьте его в бан. И не занимайтесь противоположным: самоедством, оправдыванием, объяснением, извинениями и заверениями, что всё перепишете так, как он скажет. Как правило, один Едкий Критик приходится на 100 Критиков и 1000 Фанатов, поэтому считайте, что его комментарий — это самая неприятная мелочь, которая случилась с вами за весь день.
Помните, что вы пишете, а другие читают. С позиций своего опыта, своих знаний, убеждений, представлений, черт характера. И эти другие люди, которые читают то, что вы написали — совсем не вы. У них нет вашего опыта, поэтому они могут и имеют право не понимать вас, высказывать своё мнение, задавать вопросы. Их слова и мнения — совсем не истина в последней инстанции. Говорю не о том, что вы должны пускаться в нарциссизм и заявлять «Я художник, я так вижу, а читатели пусть терпят», а о том, что везде важна золотая середина.
Любую критику принимайте не как руководство к действию, а как обратную связь, материал для анализа. У вас тоже есть опыт, представления, убеждения — раз вы собрали этот опыт и написали книгу. Вы уже совершили прорыв по сравнению с большинством людей, хотящих стать писателями: закончили произведение, набрались смелости его опубликовать в Интернете, кому-то показать, чтобы обкатать. Это большой шаг!
Помните, что некоторые ваши Критики и тем более Едкие Критики вообще никогда не писали книг, не имеют понятия, как это делается и через что вы прошли. И поэтому им может иногда казаться, что они знают чуть больше об этом процессе. Будьте к ним тактичны, справедливы и благодарны. Верьте в себя, у вас обязательно всё получится!