Точно определить целевую аудиторию книги жизненно важно, если вы собираетесь продвигать свою книгу, выводить её в свет, а не писать всю жизнь в стол. Банальный пример: вы думаете, что пишете для подростков, а вас с удовольствием читают великовозрастные бабушки. Вы безуспешно пытаетесь продвинуться, выйти на подростковую аудиторию — вас мягко «посылают», вы сливаете бюджеты на рекламу, ваша книга не продаётся.
Для чего нужно определить целевую аудиторию книги
Книга — это хоть и творческий, но такой же коммерческий продукт, как и любой другой. Это интеллектуальный товар, который сложно продавать. Донести книгу до аудитории — это ещё полдела. Прежде чем доносить, нужно очень чётко понять, кто вашу книгу будет читать.
Проблема в том, что у писателя бывают свои представления, кому его книга может быть интересной, и они часто расходятся с реальностью. Писатель рассуждает примерно так: «Я пишу про подростков, значит, моя целевая аудитория — подростки». Между тем писатель пишет не просто про подростков, а вкладывает серьёзные идеи о жизни и смерти, которые под силу понять только человеку с богатым жизненным опытом, а для подростков такая литература слишком тяжела и скучна.
У писателя бывает 2 крайности:
- Он слишком расширяет свою целевую аудиторию, будучи убеждённым, что «Мои книги — для всех и понравятся каждому!»
- Либо он слишком сужает свою аудиторию: «Мои книги очень специфические, их никто читать не будет, кроме, пожалуй, двух-трёх человек на Земле, кто родился с фиолетовыми волосами».
Целевую аудиторию нужно знать, чтобы продвинуть книгу грамотно, адресно. Не распыляться. Не тратить силы, нервы, бюджет. Правильно выходить на нужные источники, площадки, места, где эта целевая аудитория собирается.
Целевую аудиторию важно знать и ещё по одной очень простой причине: когда вы отправляете рукопись в издательство — вы должны совершенно чётко сказать издателю, на кого ориентирован ваш продукт. Если вы об этом не будете знать — у вас книгу не примут. Издателю невыгодно продавать кота в мешке — книгу, про которую писатель сам не знает, кому она адресована.
Как определить, кто точно будет читать вашу книгу: рассмотрим 5 способов определения целевой аудитории книги. В идеале применяйте их все.
1. Обкатка
На этапе написания или когда уже готов первый черновик, проведите небольшой тест. Дайте прочитать книгу друзьям и знакомым. Разным. Кто-то, конечно, откажется из-за нехватки времени. Кто-то закритикует и начнёт придираться начиная уже с названия и имён героев, свято полагая, что причиняет добро. Кто-то просто прочитает и сообщит вам об этом сухим фактом: «Я прочёл, спасибо». А кто-то станет вашим преданным фанатом.
Это называется «обкатка». Полезная штука. Можно, конечно, дать книгу бета-ридеру, но у бета-ридера довольно субъективный вкус и взгляд; в основном бета-ридер будет пытаться указать на ошибки и косяки, чем оценивать, кому в принципе могла бы подойти книга. Но вы всё равно собирайте любую малейшую обратную связь. Это вам сильно поможет. Структурируйте её, записывайте.
Тех людей, кому ваша книга понравилась, ненавязчиво спросите, что понравилось конкретно. Что зацепило больше всего.
Расскажу на своём примере. Я думала, что пишу для подростков, так как у меня главные герои — подростки. Оказалось — не совсем для подростков. После того, как меня прочитали довольно плохо знающие меня люди (т.е. не ближний круг, который склонен льстить и может постесняться задеть критикой) — я была потрясена. Мои книги читали взрослые мужчины и женщины 25-35+! Отсюда я определила, что у меня произведения больше тяготеют к жанрам для young adult, чем для подростков.
2. Таргетинг
После того, как к вам придут первые отзывы, набросайте краткие портреты каждого читателя. Пол, возраст, интересы, уровень достатка, ценности, пристрастия, сфера/род деятельности, образование, семейное положение. Заведите себе табличку в Excel и прописывайте: «Мой читатель № 1 — Вася, 25 лет, интересуется рок-н-роллом, работает курьером, учится на заочном, холост; Мой читатель № 2 — Света, 36 лет, домохозяйка, любит готовить…» И т.п.
Можете воспользоваться для себя небольшим опросником, чтобы выявить сильные места вашей книги, чтобы сделать на основе этого продающий текст, продающую аннотацию:
- Чем и кому может быть полезна ваша книга? (это относится не только к нон-фикшн литературе, но и к художественным книгам — например, есть такие художественные книги, которые могут менять отношение людей к Природе и к себе в лучшую сторону)
- Какие интересы у тех людей, которые уже прочитали вашу книгу? В том числе какие книжные интересы? Читают ли люди похожие книги на вашу, похожих жанров?
- В основном вас читают люди какого пола — мужчины, женщины или приблизительно 50/50?
- Есть ли что-то, что объединяет этих людей, делает их похожими? (например, почти 85% ваших читателей — ролевики-толкиенисты, условно)
- Какой примерно возраст у тех, кто прочитал с интересом и положительной обратной связью вашу книгу? Или возрастной диапазон? Здесь можете даже разбить на группы: 12-18 лет — 3 читателя; 18-30 лет — 15 читателей; 30-45 лет — 2 читателя; 45-60 лет — 8 читателей, условно.
- Какой преимущественно национальности ваши читатели? Вероисповедания? Политических убеждений? Например, если вы касаетесь темы религии, взаимодействия культур — это особенно актуальная метрика для вас.
- Каков примерный доход тех, кто прочитал вашу книгу?
- Какое образование? Не только высшее или среднее, но и гуманитарное, техническое, творческое и т.п.
- Какая профессия, род деятельности?
- Семейное положение, наличие детей?
3. Анализ похожих книжных предпочтений
Другой способ, похожий — проанализируйте, на какие известные произведения похожа ваша книга. И проведите разведку: соберите краткие досье на людей, кто указал в качестве любимых книг книги похожих жанров, направлений, архетипов сюжета. Например: у вас архетип сюжета — «Красавица и чудовище»; вы пишете о любви невинной чистой девушки и монстра/хулигана. Теоретически ваша книга может понравиться людям, кто любит «Сумерки» Стефани Майер.
Или вы пишете про супергероев: сто пудов ваши книги зайдут у поклонников комиксов Марвел и DC. Ну, может быть, не сто пудов, но пятьдесят-то пудов точно!
Проанализируйте также, что объединяет те книги, которые любят ваши читатели. Возможно, это не только жанр. Возможно, это какой-нибудь интересный необычный слог, стиль, или необычность сюжета, или большое количество главных героев (саги, эпопеи, литературные циклы и т.п.).
Проведите небольшой блиц-опрос у этих людей — как они выбирают книги, на что ориентируются, принимая решение, почему стоит приобрести/почитать ту или иную книгу. Например:
- услышали о книге от знакомых;
- увидели рекламу в интернете — зацепила аннотация, обложка;
- книга рекомендовалась в обзоре на авторитетном интернет-ресурсе (вроде 200 лучших книг по версии BBC, которые должен прочитать каждый);
- по книге сняли фильм или сериал;
- лично познакомились с писателем и заинтересовались/захотели его поддержать, потому что он им понравился как человек;
- увидели чей-то обзор/рецензию о книге + заинтересовала сама книга, аннотация, краткий пересказ;
- книгу подарили / или сами нашли её где-то, например, на бук-кроссинге;
- книга везде очень хорошо продвигается, на наружной рекламе, в книжных магазинах на видном месте, вокруг неё шумиха и т.п.
4. Тематические группы, блоги, форумы
Если вы пишете в жанре нон-фикшн, ваша аудитория уже собрана в одном месте, и она предельно целевая. Например, вы издали шикарную книгу рецептов — можете смело продвигать её среди участников групп социальных сетей. А также исследовать данные, досье, параметры этой аудитории. Скорее всего, это будут семейные взрослые женщины, ценящие уют, здоровье, хорошую еду, либо мужчины, увлекающиеся готовкой. Но повторюсь, громадный плюс в том, что они собраны в одном месте.
Если же вы пишете беллетристику, например, космическую фантастику — ваши читатели тоже уже давным-давно собраны и старгетированы. В каждой соцсети есть десятки групп, больших и маленьких, где обсуждают фантастику; там даже предлагается бесплатно опубликовать свой рассказ или отрывок на стене! Попробуйте; так вы приобретёте дополнительных читателей.
Присмотритесь к вашей книге. Если вам кажется, что тема очень узкая и читать вас никто не будет — например, ваши главные герои — неуглеродные формы жизни из параллельной вселенной, а жанр приближается к эклектике арт-хауса, сюрреализма и андеграунда, не стоит ли вам попробовать поискать любителей этого самого арт-хауса и сюрреализма? Например, ваше произведение в таком формате может зайти у довольно узкой, но всё же существующей активной аудитории неортодоксальных мыслителей, экстравагантных поклонников Сальвадора Дали и т.п.
5. Анализ коллег
Я не люблю слово «конкурент» применительно к писателям. У каждого писателя — свой читатель, поэтому один писатель для второго может и должен быть коллегой, другом и братом. Это моё мнение, но оно всегда работает и оно выигрышно, в отличие от парадигмы мышления, что «другой писатель — мой конкурент». С таким же успехом Лермонтова можно назвать конкурентом Пушкина, дорогие мои.
Учитесь у коллег, которые уже получили успех. То, что вы узнаёте о них и их книгах — свидетельство того, что они всё делают правильно, чтобы достигать своих целей. И вы тоже можете делать также. В том числе в части анализа собственной целевой аудитории. Например, вы пишете фэнтези. И задружились в соцсети с человеком, который тоже пишет фэнтези, но не просто пишет — а издаётся, продвигается, организовывает презентации в библиотеках, у него берут интервью в СМИ.
Также обратите внимание, кто его читает — если вы работаете в схожих жанрах. Например, у него и у вас — эпическое фэнтези в виде нескольких книг-томов про средневековую параллельную вселенную с магией и драконами. Вы думаете — такое только школьники читают? А ничего подобного. Взрослые солидные дяди и тёти из офиса такое читают тоже. Главное — как подано, как написано, какие идеи книга доносит, какое послевкусие оставляет после себя, каким ценностям учит. Антураж может быть и с драконами, и без драконов — важнее всего Идея. А донести идею помогают Сюжет, Конфликт, Герои.
Удачи вам в творчестве! Поделитесь в комментариях, получилось ли определить свою целевую аудиторию; для кого вы пишете. Оставляйте ссылки на ваши профили в соцсетях, на ваши книги, чтобы другие могли прочитать и вы бы получили дополнительных читателей и продвижение.
А также подписывайтесь на мою группу Вконтакте, где я тоже рассказываю о книгах, о писательстве и творчестве. Следите за обновлениями на этом сайте, отложите его в Закладки, я сюда регулярно пишу всякие полезности. 📓🖊