Вы начинающий писатель и написали книгу. Не важно — художественную или бизнес-книгу. Важно другое: вам нужно книгу продвинуть. Вы ведь не собираетесь писать всю жизнь в стол? Немаловажный фактор продвижения — это социальное доказательство, или отзывы.
Отзыв знаменитого писателя или рецензента, критика вы можете разместить в начале своей книги или на обратной стороне обложки, и он придаст вашей книге весу.
Возникает закономерный вопрос: как получить эти отзывы, если вас никто не знает? Как подступиться к писателю-«звезде» и убедить его написать отзыв? Как получать отзывы от читателей и знакомых чуть более развёрнутые и содержательные чем «ну, я прочитал, классно, пиши ещё»?
Работа с отзывами: сбор и систематизация
Для начала выработайте в себе привычку рьяно собирать и бережно хранить ВСЕ, абсолютно ВСЕ отзывы и ВСЮ ЛЮБУЮ КАЖДУЮ обратную связь о вашей книге. За исключением, разве что, откровенного троллинга вроде «аффтр выпей йаду», который не несёт смысловой нагрузки. Заведите на своём компьютере отдельную папочку с отзывами на все ваши произведения. Можете разделить её ещё на 2 папочки:
- Положительные отзывы
- Критика
Вторая папочка — критика — материал для вашей работы, самосовершенствования. Вовсе не обязательно принимать все замечания и требования критика за чистую монету. Используйте выпады и нападки критиков как пищу для размышлений, анализа. Критика — это ни что иное как мнение других людей. Если вы чувствуете в ней рациональное зерно — используйте. Если вы чувствуете, что критик ошибается — просто пропустите. Но ни в коем случае не расстраивайтесь.
Первая папочка — ваш клад, сокровище, капитал. Да, папочка «Положительные отзывы». Это ваша мотивация, ваш ресурс, ваша волшебная копилка внутренней силы. Ничто так не мотивирует писателя, как положительная обратная связь, в идеале развёрнутая и добрая.
Эта папочка — не только для вас, но и для лиц, принимающих решение относительно вашей книги. Будет ли она прочитана дальше, опубликована, издана. Чем больше у вас накопится таких положительных отзывов — тем лучше. В один прекрасный момент, когда вы соберёте несколько десятков, вы сможете представить их в коммерческом предложении издателю.
Сохраняйте отзывы в удобном вам виде. Я рекомендую делать принтскрины. Во-первых, видно, что писал живой человек, с которым можно связаться по ФИО или отобразившемуся нику. То есть что отзыв достоверный, действительно где-то кто-то вам написал, а не вы сами придумали и набрали на клавиатуре. Во-вторых, видно, что вы активно пишете, общаетесь с читателями, заинтересованы в том, чтобы презентовать вашу книгу.
Начните формировать свой пул отзывов с того, что соберите отзывы от всех читателей с разных площадок.
Когда вы соберёте все эти отзывы, вспомните людей, которые их писали. Если книга понравилась им, зацепила, вполне возможно, что эти люди — ядро вашей целевой аудитории.
Знать свою целевую аудиторию жизненно необходимо! Кто эти люди? Какого пола, возраста, социального статуса? Выделите в их отзывах, что конкретно им понравилось и кому что понравилось. Например, одних людей привлекает личность героя, других — драйв и экшн в сюжете, третьих — красивые художественные описания, метафоры и игра языка.
Как получать отзывы писателю на свои книги
Бывает ситуация более сложная, когда нормальных, вменяемых отзывов нет в принципе. Например, вы написали книгу недавно, выложили «в свет» тоже недавно, ещё не успели обрасти лояльными читателями и аккаунтами в разных соцсетях.
Либо те отзывы, которые вы получили, морально устарели: ребята читали ваши первые опусы, «черновики», а сейчас вы заново отредактировали книгу, внесли новые сюжетные линии, усовершенствовали идею, отшлифовали конфликт. Просить тех же ребят перечитать книгу, конечно, можно, да вот не всем захочется…
Ваши знакомые, друзья и родственники с большей вероятностью будут читать именитых писателей, чем вас — даже если пишете вы также хорошо, как и эти писатели. Есть такая психологическая особенность: для человека авторитетнее эксперт, которого он изначально узнаёт как эксперта. Для вашей мамы вы — ребёнок, которому важно вовремя покушать, не выходить на улицу в мороз без шапки, а не писатель. Ваша мама будет с удовольствием зачитываться детективами Донцовой и Марининой, а ваши не воспринимать всерьёз только потому что вы — «ребёнок».
Стремитесь получать отзывы также у целевой аудитории. Отзыв человека, вас едва знающего, но с интересом прочитавшего вашу книгу, гораздо ценнее, чем восторженный отзыв вашей бабушки «Ой, мой Васечка внучок пусечка такой гениальный писатель, вай-вай-вай, такой молодец, все обязательно читайте моего пусечку!!!«.
Хороший способ получить отзыв на книгу — зайти на целевой сайт или группу в соцсети, где люди пишут обзоры на книги по своей инициативе безвозмездно (для набора опыта) или за небольшую плату (так как тратят своё время).
Как вариант, можно обратиться в сообщества бета-ридеров. Вашу книгу прочтут, разложат по полочкам и по косточкам и каждую косточку закритикуют. Это полезно для писателей, которые не всегда могут увидеть собственные ошибки. И это вредно для особо чувствительных писателей или тех, кто выбрал немного не правильных бета-ридеров, которые не понимают книгу и жанр.
Книжных обозревателей, пишущих рецензии, можно искать где угодно. На форумах, площадках, соцсетях вроде Вконтакте, livelib, Имхонет и других. Так как большинство книжных обозревателей — читатели, которые рекомендуют книги другим читателям, ваша книга уже должна быть упакована и грамотно спозиционирована. То есть у неё в идеале должна быть обложка, аннотация, она должна быть опубликована на крупном посещаемом портале: Автор.Тудей, Литрес и т.п. Конечно же, она должна быть максимально отредактирована и по возможности свёрстана.
Получить рецензию возможно, если вы правильно обратитесь к человеку. Изучите его профиль, книжные интересы, постарайтесь максимально спрогнозировать, понравится ему ваша книга или нет. Напишите ему краткое письмо, в котором:
- представьтесь, обозначьте суть вопроса;
- поясните, как вы нашли человека;
- обозначьте, что вы ознакомились с его обзорами и что ваша книга в похожем жанре;
- расскажите несколько слов о себе как об авторе, личности;
- обязательно поблагодарите за уделённое время и внимание.
Не забудьте прикрепить к письму книгу (желательно в нескольких форматах — word, pdf, fb2 и т.п.) или ссылку на неё.
Ещё можно попробовать договориться со знакомыми людьми. Например, у вас в социальных сетях есть люди, которым нравится писать отзывы на книги или которые сами писатели. Вы можете написать им с вопросом о таком сотрудничестве, что хотите показать им свою книгу и получить отзыв. Идеальная картина — когда вы договариваетесь о бартере: вы пишете отзыв на прочитанную книгу вашего коллеги (такого же начинающего или чуть более раскрученного писателя), он пишет отзыв на вашу книгу в ответ. Поэтому больше дружите и общайтесь с коллегами.
Как получить отзыв известного человека на книгу
Хорошим советом поделилась Эльвира Барякина. Очень рекомендую её сайт и группу Вконтакте Справочник Писателя. Там вы можете найти полезные материалы касательно написания и издания книг. Вот этот совет.
Известные писатели, рецензенты, журналисты — люди очень занятые. Даже если вы предложите заплатить им деньги — они не всегда согласятся написать отзыв, только по той причине, что у них очень много других проектов, дел, контрактов. Их график расписан по секундам! Имейте это в виду.
Если вы вышли на человека который журналист или писатель, и предполагаете, что он сможет написать вам отзыв платно или бесплатно — вам важно доказать и показать ему, что ваша книга стоит его внимания. Напишите краткую аннотацию о книге и расскажите о себе в двух строках — кто вы, что из себя представляете. Здесь не обойтись без навыков продажи самого себя — а потом уже своей книги (творческого продукта).
Письмо должно быть кратким. А человек, которому вы пишете — из вашей целевой аудитории. Имейте в виду, что вы можете получить отказ. Воспримите это нормально. Человек может отказать вовсе не потому что лично вы ему не понравились, а потому что у него есть объективные обстоятельства, банальная нехватка времени например. Если вы получаете отказ раз за разом, то попробуйте:
- составить письмо по-другому, проанализировав и устранив возможные ошибки;
- пересмотреть список адресатов — возможно, вы пишете не тем людям.
Как получить отзыв или рецензию на книгу: итоги
Итак, что мы можем вычленить главного при работе с получением отзывов:
- собирайте всю обратную связь от всех, кто читал вашу книгу;
- составьте аннотацию вашей книги, выделите ключевую мысль — о чём она;
- выложите качественно свёрстанную книгу на популярный книжный портал или имейте при себе готовый файл с книгой, включая привлекательную обложку;
- составьте текст о себе как о писателе и личности, подумайте, чем и как вы можете заинтересовать потенциального рецензента;
- дружите с писателями-коллегами и единомышленниками, ищите лояльных людей, готовых прочитать вашу книгу и оставить отзыв — в ответ на ваши отзывы об их книгах;
- обратитесь к рецензентам и обозревателям, книжным блогерам на Имхонет, livelib и других ресурсах с персонализированными письмами;
- если пишете деловому человеку — журналисту, писателю — будьте максимально кратким, конкретным, презентуйте себя и свою книгу правильно сразу.
Читайте другие мои материалы на этом сайте о писательском и литературном мастерстве, подписывайтесь на мою группу Вконтакте — там я публикую полезные советы и «фишки» для писателей.
Если у вас есть написанная книга и вы хотели бы получить мой отзыв, рецензию — напишите мне на мою почту voloviko@yandex.ru, мы можем поработать по бартеру или на других условиях. Творческих успехов ВАМ!!! 🌺🌺🌺