Вы студент педагогического вуза или опытный учитель, социальный педагог или воспитатель ДОУ, преподаватель курсов или школьный психолог, или же вы родитель ребёнка, для которого в связи с переходом на домашнее или дистанционное образование необходимо приобрести качества педагога, чтобы замотивировать детей получать знания. Другими словами, профессиональное развитие личности педагога — актуальная тема для вас, и вы хотели бы узнать, как стать лучшим учителем. В моей статье вы прочитаете о важных психологических аспектах саморазвития и узнаете инструменты для составления плана самосовершенствования.
Личностное саморазвитие педагога
Педагог работает с людьми. Сама личность педагога — это рабочий инструмент для влияния на позитивное изменение поведения учеников, инструмент стимулирования их к получению знаний, мотивации их интереса. Многие люди, отвечая на вопрос, почему они любили или, наоборот, не любили в школе тот или иной предмет, говорят о личности учителя.
Учитель — это Лидер по призванию. Есть учителя от Бога. Это незаурядные люди, которые настолько зажигают любовью к преподаваемой ими дисциплине, что хочется стать такими же. Наверняка в жизни каждого из моих читателей были такие Учителя с большой буквы. И вполне возможно, что они стали такими Учителями благодаря тому, что у них тоже были прекрасные во всех смыслах учителя.
Педагогом быть непросто. Требования системы образования постоянно меняются. Век компьютерных технологий бурно набирает обороты. Сегодня уже нельзя просто преподавать по старинке, как 20 лет назад. Да, если раньше можно было читать из года в год один и тот же материал по одним и тем же методичкам и время от времени проходить аттестацию, то сейчас так не получится.
Чтобы стать самым лучшим Педагогом не только в плане овладения всеми современными методами образования, но и остаться в светлой памяти учеников на всю жизнь, вдохновить их к прорывам и достижениям, нужно заниматься саморазвитием регулярно, систематически. Ежедневно! А не время от времени, проходя раз в три года курсы повышения квалификации.
Формирование компетенций педагога
Саморазвитие — это непрерывный процесс. Невозможно знать всё и сразу — даже если вам сто лет, и восемьдесят пять из них вы преподаёте. Не развиваться только потому что «я-де заслуженный учитель планеты Земля и ученики меня любят, я умнее всех и я сам всех учу, а меня никто учить не смеет» — проигрышная стратегия.
Компетенции — это профессионально значимые качества, необходимые для успешной деятельности в профессии. Для успешной самореализации педагога необходимо развивать и культивировать в себе следующие компетенции:
- Одна из основополагающих компетенций — это мотивация на постоянное самообучение. Ещё основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что педагог — до тех пор педагог, пока учится. Настоящий педагог обучается везде и всюду, любую возникающую ситуацию он использует как инструмент самоанализа.
- Мотивация на изучение новых способов педагогической деятельности, новых тенденций педагогической науки, технологий и инноваций.
- Самоанализ (педагогическая рефлексия) и работа над ошибками. Открытость для изменений.
- Позитивная Я-концепция.
- Внутренний локус контроля — педагог должен видеть причины успехов и неудач в себе, а не во внешних обстоятельствах и не в том, что виноваты какие-то другие люди.
- Высокий уровень притязаний. Постановка целей постоянно добиваться высоких достижений в профессии во всех её аспектах.
- Развитие творческого подхода, привнесение творческого видения в свою работу.
- Постоянное изучение психологии, совершенствование навыков педагогического общения. Изучение и применение психодиагностики, включение исследовательской деятельности.
- Развитие гибкости мышления.
- Развитие умения моделировать образовательный процесс, прогнозировать его.
Барьеры саморазвития педагога
Что же может помешать развивать профессиональные компетенции и помешать саморазвитию педагога?
- Низкая оплата за труд. Педагог уходит из профессии, разочаровавшись и поняв, что она не сможет прокормить, и поэтому в саморазвитии нет необходимости.
- Наличие семейных обязанностей (супруги, дети, престарелые родители, которым приходится отдавать всё свободное время вне работы).
- Приходится работать сверхурочно, либо на двух-трех работах, чтобы зарабатывать на хлеб — из-за этого также не хватает времени на самообразование.
- Проблемы со здоровьем.
- Межличностные конфликты в педагогическом коллективе, давление начальства, администрации.
- Отсутствие потребности в саморазвитии как в таковом — лучше всё делать как всегда, по шаблонам; зачем развиваться, если есть шаблоны или если «я и так всё умею». Консервативное, стереотипное мышление.
- Профессиональное выгорание, негативное восприятие профессии как неблагодарного, ненужного, изматывающего труда.
Если педагог хочет оставаться в профессии, эти демотивирующие факторы необходимо прорабатывать, обратиться за психологической поддержкой к профессионалу.
В первую очередь необходимо осознать эти барьеры у себя и продумать стратегию, что можно сделать, чтобы справиться. Например, в случае наличия большой семьи, трёх мест работы, можно пересмотреть свою систему тайм-менеджмента, распределить приоритеты, дав себе обещание в любом случае посвящать программе саморазвития определённое количество минут или часов в день.
Можно рассмотреть варианты подработок или освоить смежную отрасль, параллельную специальность, чтобы увеличить свой доход. Начинающий педагог с пока ещё низкой зарплатой может попробовать заниматься репетиторством, писать научные статьи, пройти дополнительные курсы по психологии и развивать частную практику.
В случае конфликтов с коллегами нужно проконсультироваться с психологом, постараться разобраться в причинах этих конфликтов, откуда растут ноги. Если действительно так случилось, что проблема в других людях, в самой бюрократической системе того или иного учреждения, а не в себе, то следует рассмотреть другие места работы.
Важно также отследить у себя проявления негативных эмоций по отношению к работе, с чем конкретно они связаны. И от этого отталкиваться, продумывать, как можно изменить ситуацию. Самоанализ — это материал для того, чтобы поставить себе цели в саморазвитии, определить, каких качеств не хватает.
Этапы профессионального развития педагога
Процесс самосовершенствования и оттачивания профессиональных навыков не имеет предела. В педагогической акмеологии выделяют такие этапы профессиональной зрелости педагога:
- выбор профессии и профессиональное самоопределение;
- профессиональная подготовка;
- овладение профессией на начальном этапе (адаптация к профессии);
- достижение мастерства;
- самореализация в профессии;
- педагогическое творчество (уровень мастера).
При выборе любой профессии нужно получить информацию и представление о значимости и востребованности этой профессии, социальной миссии профессии, способах профессиональной подготовки, содержании труда, зарплате, условиях, профессиональных требованиях. Проанализировав эту информацию, важно принять решение о готовности посвятить себя профессии, соизмерить все риски и возможности, которые она даёт, взвесить все плюсы и минусы для себя лично.
На всех этапах самосовершенствования в профессии не следует упускать из виду ни один из следующих компонентов:
- развитие компетенций: профессиональных знаний, умений, навыков;
- духовно-нравственное развитие;
- развитие общей культуры, эстетических качеств;
- развитие физических качеств;
- самоорганизация и навыки самостоятельной работы, самомотивация;
- развитие осознанности в управлении своим поведением, эмоциями, чувствами.
У сложившихся специалистов-педагогов выделяют три уровня саморазвития и отношения к нему:
- Остановившееся саморазвитие. Педагог реализовался в профессии и позитивно относится к своему труду, но у него нет мотивации к саморазвитию, нет потребности в самоанализе, поскольку есть стандарты и шаблоны, по которым он работает.
- Достаточное саморазвитие. Педагог имеет потребность в творческом саморазвитии, у него развита способность к самоанализу, осознанность в профессиональной деятельности. Он пользуется различными диагностическими методиками для саморазвития личности, вносит позитивные изменения в свою работу, периодически занимается самообразованием.
- Активное саморазвитие. Педагог считает свою профессию личностно значимой, осознанно ставит своей целью достичь уровня высочайшего мастерства, стать гуру. Вся его личность направлена на достижение этой цели. Педагог принимает творческое саморазвитие внутрь своей личности, самостоятельно ставит себе задачи в части самообразования, самостоятельно развивает свой творческий потенциал.
Методы саморазвития педагога
Саморазвитие можно начать с помощью применения ряда методов и источников.
- Курсы переподготовки и повышения квалификации.
- Прохождение аттестации педагогических работников.
- Тренинги.
- Предметные и экспертные комиссии, методологические асоциации, педсоветы.
- Конференции педагогов (участие и в качестве слушателя, и в качестве спикера).
- Школы передового опыта.
- Семинары для педагогов, мастер-классы, лекции.
- Конкурсы педагогического мастерства.
- Проведение исследовательских работ.
- Изучение профессиональной литературы, профессиональных научных публикаций.
- Изучение передовых информационных технологий.
- Участие в профессиональных форумах, интернет-сообществах для обмена опытом с коллегами.
- Систематические самостоятельные занятия.
Важно постоянно внедрять полученные из этих источников инструменты и методики в свою повседневную преподавательскую деятельность, уметь адаптировать эти инструменты под особенности и специфику своих преподаваемых предметов, под личности учащихся конкретного коллектива.
Программа профессионального развития педагога
Занимаясь самоанализом, педагог выявляет свои зоны роста, те качества и компетенции, которые нужно усовершенствовать, те знания, которые необходимо получить. На основе педагогического самоанализа формируется план или программа профессионального саморазвития.
Данные для профессионального самоанализа можно получить из следующих источников:
- оценка, насколько хватает знаний и опыта занимаемой должности;
- оценка, насколько эффективны в целом проводимые учебные и воспитательные мероприятия;
- ведение педагогического дневника;
- результаты итоговых и текущих контрольных работ;
- замечания и советы коллег, руководителей, администраторы;
- анализ поведения учащихся.
Когда составляется план самообразования, необходимо просчитать, сколько есть в наличии свободного времени, какие есть ресурсы (учебно-материальная база, возможности для участия в конференциях, дополнительных семинарах и др.). Важно правильно выставить приоритеты, распределить время, установить последовательность освоения блоков информации. Каждое действие должно чётко подчиняться цели самообразования и конкретно отвечать на вопрос «зачем я это делаю?».
Социологи выделили ориентир: самообразование и повышение квалификации педагогов должно быть не менее 18-20 часов в неделю.
В программу педагогического профессионального саморазвития должно входить, помимо непосредственного изучения методик и технологий преподавания, повышение общего культурного и интеллектуального уровня педагога. Ни в коем случае нельзя исключать изучение психологических дисциплин (возрастная, детская психология, основы психодиагностики, психология памяти, мышления, эмоций, саморегуляции), чтение художественной литературы, расширение кругозора во всех возможных аспектах.
Сегодня ученики становятся всё более эрудированными, задают каверзные вопросы, им важно, чтобы их учитель был сильным профессионалом, лидером во всех отношениях и не ударил в грязь лицом — в этом случае его авторитет сильно пошатнётся.
Литература для педагогов
Профессиональная литература для изучения, помогающая в саморазвитии педагога:
- Багаева И Д. «Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя».
- Бусыгина А. Л. «Профессор — профессия: Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза».
- Внукова О. Н. «Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы».
- Губаева Т. В. «Язык и право».
- Деркач А. А., Зазыкин В. Г. «Акмеология: Учебное пособие»
- Жуков Ю. М. «Коммуникативный тренинг».
- Исаев И. Ф. «Профессионально-педагогическая культура преподавателя».
- Квашко Л. П. «Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность?».
- Колесникова И. А., Титова Е. В. «Педагогическая праксеология».
- Каверин Ю. А. «Технология организации процесса творческого саморазвития учителя».
- Олешков М. Ю., Уваров В. М. «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины».
- Орлов Ю. М. «Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя».
- «Психология и педагогика: Учебное пособие» — под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.
- Садовникова Н. О., Сыманюк Э. Э. «Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции».
- Сидоренко Е. В. «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии».
- Степнова Л. А. «Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями».
- Столяренко Л. Д. «Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата»
- Трунцева Т. Н. «Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1–11 классы».
- Усачева И. В. «Курс эффективного чтения учебного и научного текста».
- Усова А. В. «Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста».
Самоанализ и адекватная оценка своих профессиональных качеств, навыков, способностей — первый шаг на пути к профессиональному саморазвитию. Профессиональное саморазвитие затрагивает все сферы жизни и неотделимо от личностного саморазвития. Нельзя рассматривать себя отдельно от своей избранной профессии и считать, что «я на работе, я специалист» и «я дома, вне работы» — это разное. Саморазвитие важно в каждом аспекте, в каждой отрасли деятельности, будь то деятельность профессионально-трудовая или игровая на отдыхе.
Стать лучшим в своем деле — но лучшим по сравнению с самим собой вчерашним, а не по сравнению с какими-то другими людьми — вот настоящий залог профессионализма. Думайте ежедневно о том, чему вы научились сегодня, что нового вы узнали, как это поможет стать вам профессионалом, как и где это можно применить в вашей работе. Ставьте цели, решайте задачи последовательно, отмечайте результаты, фиксируйте достижения. Профессиональное саморазвитие — процесс сложный, непрерывный и вместе с тем очень интересный и захватывающий.
Изучайте себя, развивайте и привносите в жизнь вашу творческую жилку, анализируйте. Становитесь примером для подражания самому себе, работайте над укреплением вашей самооценки и мотивации к высоким достижениям. Тогда своим стремлением и энергичностью вы «заразите» ваших учеников, а также всех окружающих людей, которым захочется быть рядом с вами.
Будьте Лидером, Мастером, будьте тем Учителем, для которого не существует преград в исполнении великой цели — сохранять и передавать знания последующим поколениям. Как поколения ими распорядятся или расширят эти знания — решать уже им, но ваш выбор всегда за вами: обращать внимания на препятствия или же на способы их преодоления и цели. 👨🎓👩🎓