В этой статье поговорим о ролевых играх. Нет, не о тех, которые в постели. И даже не о тех, которые задают при приёме на работу на собеседованиях, вроде «продайте мне ручку». И даже не о тех, которые используют психологи на тренингах или о которых пишут детские психологи, что это стадия развития ребёнка, например «дочки-матери» — тоже ролевая игра.
Поговорим о такой лихой, бесшабашной, романтической субкультуре, как ролевики. О ролевых играх живого действия — полигонных, кабинетных, настольных, текстовых.
Кто такие ролевики
Вы наверняка слышали, видели, а может и лично встречали компании людей, одетых как на съёмку исторического фильма или фильма ужасов. Например, идёте по улице, а навстречу вам — рыцарь в латах и шлеме, с текстолитовым мечом наперевес, а рядом дева фланирует в средневековом платье с накладными эльфийскими ушами, а то и вовсе чёртик с рожками скачет и гогочет.
Скорее всего, это косплейщики или ролевики, которые идут на сборище своих единомышленников, мероприятие или возвращаются с него. И чтобы эффективнее входить в образ, они не заморачиваются переодеванием в себя обычных на людях, а идут сразу в костюмах. Только хардкор! Цивиллы, трепещите! Кстати, цивиллы — это все люди, которые ничего не знают о ролевых играх, не понимают или относятся к ролевой субкультуре с пренебрежением. Вроде яппи.
И скорее всего, ролевики, встреченные вами — на вид уже такие взрослые дяди и тёти лет за 25-35. В этом нет ничего удивительного.
Ролевики похожи на реконструкторов. Реконструкторы заинтересованы в исторически правдивом воссоздании мира, истории, ролевики — в воссоздании мира и истории любимых авторов произведений, так называемого сеттинга. Сеттинг или setting — помещение, обстановка — это среда, где проходит действие, время, условия действия. Реальность в этой среде максимально приближена к реальности произведения, авторскому миру (мир сериала, кинофильма, книги, компьютерной игры, мультфильма и т.п.).
Чаще всего играют в игры по уже известным, «раскрученным» сеттингам: Игра Престолов Дж. Мартина, Отблески Этерны В. Камша, Гарри Поттер Дж. Роалинг и множество других. По любому крупному произведению, нашумевшему обязательно наверняка где-то уже ставилась ролевая игра. Иногда сеттинги смешивают, и получаются кроссоверы. Например, игра по миру, состоящему из сеттинга Тоталли Спайс и Винкс.
Но есть особенно творческие мастера, которые сами разрабатывают игру с нуля — по собственному авторскому миру. Кстати, если вы писатель, попробуйте организовать ролевую игру по вашему миру. Получите громадный опыт, пиар и новых читателей, а также продвижение для вашей книги.
Субкультура ролевиков
Субкультура ролевиков начинает свою историю именно с настольных игр. Люди играли в старые добрые настольные игры (потому что смартфонов и шлемов виртуальной реальности тогда ещё в помине не было). Играли и воображали себя в мире игры, «превращались» в персонажей, разыгрывали диалоги общения с монстрами и друг с другом. Так зарождался жанр ЛитРПГ, РПГ — это role playing game, то есть когда диалоги с монстрами переносились на бумагу, и рождались истории, фанфики — в контексте мира настольной ролевой игры.
Первая такая настольная игра появилась в 1971 году. Её изобрели американцы Перрен и Гайгекс. Называлась она Кольчуга (Chailmail). В первой модификации можно было играть только за людей-воинов. Потом там появились не-люди (эльфы, гномы) и магия.
Первая РИЖД (ролевая игра живого действия) появилась в 1977 году. Она называлась Драгохир и была по миру Толкиена. Её создателем тоже стал американец Брайан Виз. Драгохир существует и по сей день, больше как фестиваль, спортивно-развлекательной направленности. Люди собираются, одеваются в костюмы, сражаются на безопасном оружии из пенопласта. Сюжетной составляющей нет, но требуется вести себя в соответствии с образом: назвался орком — веди себя как орк.
Считается, что ролевики бывают 2 типов:
- целевики — те, кто нацелен на цель, то есть на победу в ролевой игре: победа любой ценой, либо исполнение задачи любой ценой (выполнение миссии, разоблачение убийцы и т.п.);
- драматики, театралы — те, кто нацелен на проживание эмоций своих и своего персонажа, а также на красивый антураж.
Есть, безусловно, смешанные типы.
На ролевой игре есть несколько «должностей»:
- мастер (игромастер, ведущий) — тот, кто придумывает, создаёт, ведёт игру и устанавливает правила;
- игротехи — помощники мастера, которые отвечают за различные аспекты игры, правила (игротех по вопросам боёвки, игротех по вопросам магии, смерти персонажей и т.п.);
- игроки.
В ролевых играх применяется система правил, благодаря которой игра «работает»: это и есть механика игры. Пример: моделирование различных магических (или любых других) состояний происходит с помощью хайратников — ленточек, которые надевают на голову. Например, синий хайратник — призрак, красный хайратник — невидимый и т.п. Белый хайратник — обычно надевают на трупа (человека, персонажа которого убил другой персонаж). Если вас убили на ролевой игре, собирайте вещички и езжайте домой (шутка!!!). Подойдите к игротеху, который отвечает за смерть; он скажет, что вам делать. Скорее всего, вам дадут другую роль.
Песни ролевиков
У ролевиков есть свои песни и свои менестрели — это авторы-исполнители, играющие чаще всего в жанрах рок, фолк, метал. Тексты этих песен посвящены ролевым играм, различным сеттингам, мирам, переживаниям персонажей.
Если вы заинтересовались субкультурой ролевиков, обязательно послушайте таких исполнителей, как Йовин, Тэм Гринхилл, Канцлер Ги, Дэн Назгул, Крыс и Шмендра, Иллет, Халдейка. Одна из самых известных песен Йовин «Корсары», вот как она звучит:
Больше информации об авторах ролевых песен — на сайте Music.Larp.
Книги ролевиков
Ролевики не только читают, но и активно пишут. Чаще всего они пишут то, во что играют, и так рождаются уникальные фанфики. Отдельный книжный жанр — ЛитРПГ. Книги этого жанра можно прочитать и узнать больше об авторах, произведениях на сайте LitRPG.
Магазины, кафе, места ролевиков
У ролевиков есть свои магазины. Там можно приобрести всё — начиная от LARP (специальное «безопасное» оружие для ролевых игр) и заканчивая всевозможными костюмами. Кстати LARP расшифровывается как Live Action Role‑Playing. В типичном ассортименте такого магазина есть:
- оружие из всевозможных материалов, разной степени направленности (в том числе для исторического фехтования, и просто безопасные «детские» модели из пластика);
- доспехи;
- женские и мужские костюмы и обувь;
- аксессуары к костюмам: головные уборы, пояса, поясные наборы, сумки, кошели, перчатки, варежки;
- фурнитура — пуговицы, застёжки, детали костюма;
- украшения, в том числе венцы, короны, височные кольца, колты, серьги, бусы, цепи, ожерелья, амулеты, подвески, фибулы, заколки, браслеты, кольца, перстни;
- бытовые приборы — столовые приборы, хоз инструменты вроде ножей, топоров;
- шатры, мебель, всевозможные походные принадлежности;
- разные материалы, чтобы изготовить предметы самостоятельно.
Например, один из таких магазинов находится в Москве на Электрозаводской, д.21 стр.21. — Магазин Средневековых Товаров Донжон.
У ролевиков популярностью пользуются не только специализированные магазины ролевых товаров, но и различные оптовые базы тканей, спортивные, туристические магазины, бутики праздничных, карнавальных принадлежностей, например «Артэ». Можно заказывать реквизит на Алиэкспресс, в Ярмарке мастеров.
Ролевики собираются в различных камерных небольших кафе, часто в антикафе. Например, в Москве можно послушать песни ролевиков и пообщаться с ними в кафе «Археология» на Бауманской.
Виды ролевых игр живого действия
Выделяется несколько видов РИЖД:
- «Городовки» — когда игра проходит по всему городу. Это такой масштабный квест, где пространство игры — город, и используются современные средства коммуникации — GPS, телефоны, Интернет и т.п., причём общение происходит с отыгрышем своей роли/персонажа.
- Полигонные или полевые — игры проходят на большой выделенной площади, чаще на открытом пространстве (в полях, в поле). Обычно по времени занимают несколько дней. Люди ночуют в антуражных палатках, ведут себя полностью как если бы по-настоящему находились в рамках мира. Например, если это Средневековье — не пользуются современными средствами связи, пишут друг другу письма перьями и чернилами, в идеале не на бумаге, а на бересте. Полное погружение.
- Павильонные — похожи на полигонные, тоже как правило проходят несколько дней и в специально организованном месте, например, на турбазе, в лофте и т.п.. Чаще в закрытом большом помещении.
- Кабинетные (камерные) — самые удобные для новичков; занимают в среднем по времени от 1 до 8 часов, проходят в небольшом пространстве: антикафе, квартире или даже в отдельной комнате. Сочетают в себе элементы настольных, карточных игр (применяются часто кубики, например для магических боёв).
- Сериальные — могут быть как городовками, так и полигонками, павильонками, кабинетками; их основная фишка — их несколько, они объединены одним сюжетом, и там участвуют одни и те же персонажи. Новые персонажи могут тоже присоединяться. Но если вы взялись играть 1 персонажа на протяжении всей серии игр — вы в каждой серии должны учитывать то, что с вами случилось в предыдущей серии. Например, если в прошлой серии вы вышли замуж, новую серию вы уже начинаете в статусе замужней дамы-персонажа и т.п.
- Текстовые, или ТРПГ, вернее TRPG — это тоже самые удобные для новичков. Особенно полезны для писателей, здорово прокачивают писательские навыки, логику, умение писать много, умение быстро печатать, раскачивают креативную мышцу. Там тоже есть правила, есть мир (сеттинг), персонажи, анкеты персонажей. В текстовые ролёвки можно играть даже 2 людям: вы пишете то, что делает ваш персонаж; ваш товарищ пишет, как он с вами взаимодействует, и т.п., и что в итоге из этого вышло.
- Игры-балы — отдельная, элитная каста игр. Элитная — потому что здесь важно и нужно уметь танцевать исторические танцы, разбираться в историческом этикете, костюмах и т.п. Это игры максимально приближены к реконструкции.
Есть разные модификации — например, словесные игры, словесно-настольные, словесно-карточные игры, квесты и т.п. «Мафия» тоже считается ролевой игрой, словесной, и иногда даже применяется мафиозный антураж, то есть мафия — полноценная кабинетная игра.
Ролевики онлайн: форумы, сайты
Непосредственно форумы и сайты:
- allrpg — информация обо всех полигонных играх, календарь игр
- Другие календари игры: alexander6, roleplay, kogda-igra (Когда-Игра — расписание РИЖД для Москвы и Санкт-Петербурга)
- rpg — сайт о РИЖД в России
- comcon — конвент ролевых игр центрального региона
- Манор — форум о полевых РИЖД в России
- forum.rpg — ещё один полезный форум про РИЖД
Группы в социальных сетях:
- Ролевые игры ВКонтакте
- Афиша мероприятий
- Ролевые игры в Москве Ролегид
- Ролегид: Путеводитель по ролевым играм в Санкт‑Петербурге
Поиск ролевиков: как к ним попасть
Если вы хотите поиграть в ролевую игру, зайдите в один из перечисленных выше форумов или групп, и напишите администратору. Чаще всего это мастер игры, который ответит на все вопросы и тоже поспрашивает вас, чтобы понять, как сделать так, чтобы вам понравилось на его игре. Для мастера самое важное — чтобы все игроки, которые у него играли, ушли потом довольные и с позитивом.
Есть не совсем адекватные мастера и не совсем адекватные игроки. Их вы можете вычислить тоже во время этого «мини собеседования», на этапе когда пишете администратору группы. Если чувствуете, что вам не комфортно общаться с человеком, в чём-то вы глобально с ним не согласны, откажитесь от участия в такой игре. Пример: мастер категорически настаивает, чтобы вы тратили очень много денег на покупку средневекового костюма, что без такого костюма (или оружия и т.п.) вас не пустят на игру. На самом деле любой костюм можно сделать бюджетно и своими руками, и адекватный мастер должен понимать, что люди разные, с разными возможностями.
Или другой пример — мастер или игротех в переписке (или при первой встрече) неуважительно говорит о других игроках, ругается матом, оскорбляет, или вы узнаёте из достоверных источников, что мастер на игре может заставить игрока сделать действие, которое игроку по жизни сделать крайне неприятно; т.е. когда на играх приветствуется и присутствуется откровенное издевательство, давление, ущемление игроков, когда мастер не воспринимает слово «стоп» и «нет». С таким мастером тоже лучше не играть.
Организация ролевой игры требует расходов. Особенно если это павильонная и тем более полигонная игра. Это аренда помещения, закупка еды, закупка всевозможного антуража, оплата услуг фотографа или видео съёмки. Поэтому участие в ролевой игре обычно платно; стоимость может варьироваться от 2 000 до 10 000 руб. в среднем. Это только взнос. Плюс вы наверняка будете закладывать в бюджет расходы на костюм, макияж, реквизит, нужный вашему персонажу. То есть это не бесплатное хобби для школьников и бедных студентов; по этой причине также ролевыми играми занимаются люди возрастом 25+.
В группе или сообществе ролевой игры всегда выкладывают полезную информацию: что за мир, что за персонажи, как одеться, что взять с собой и т.п. Читайте эту информацию, общайтесь и знакомьтесь лично до игры с другими игроками — именно как с людьми. Так на игре вы будете уже более раскованными, будете играть уже в компании хороших знакомых, а не чужих непонятных людей в непонятных костюмах.
Выбирайте ролевую игру таким образом, чтобы быть свободным в эту дату/время, когда она проходит. Соглашаясь участвовать в игре, вы не просто идёте «в гости на тусовку», от которой легко отказаться в любой момент — вы принимаете на себя обязательства стать частью команды, включиться в сюжетные эпизоды, в сценарий. И если вы вдруг отказываетесь, мастеру будет трудно найти для вас замену. Если уж совсем чувствуете, что подводите — сообщите об этом как можно заранее, чтобы мастер успел найти подмену.
Всегда имейте уважение к игре, к труду мастера. Не рубите с плеча, не чехвостите за незначительные ошибки, косяки — а они будут. Причём не только со стороны мастера, но и с вашей стороны тоже, и это нормально. На то, чтобы написать кабинетную игру на 20-30 человек, продолжительностью около 5-7 часов, у мастера уходит 4-6 месяцев: подготовить сюжет, квенты (досье и информацию для персонажей с их биографиями и заданиями, что они должны сделать на игре), учесть все организационные моменты. Чтобы подготовить павильонную и полигонную игру, собирается команда мастеров и игротехов и готовит эту игру в течение 1 года.
Как в целом относитесь к ролевым играм живого действия? А может, вы сами — игрок или мастер? Пишите мне Вконтакте, пообщаемся на эту тему; а также подписывайтесь на мою творческую группу «Разбойничий лагерь Атамана Вагари«! Успехов вам, куража и бесшабашности! 😁👍
Я сама игрок, ролевик, но играю только текестовые. Однажды была на павильонке как зритель.