Урал — это уникальнейшее место. Так можно сказать про любое место, но Урал — нечто особенное! Если вы собрались в Челябинск с целью получения новых впечатлений, культурного обогащения, либо просто хотите побольше узнать про этот город как цель туризма, читайте этот эксклюзивный материал. Его нашей редакции предоставил Илья Халтурин — талантливый музыкант, опытный путешественник, глубокий знаток Урала, коренной житель Екатеринбурга и Полевского!
Хотите узнать про Урал больше? Читайте про интереснейший маршрут пешей прогулки от Полевского до Сысерти
Путешествие в Танкоград
Опасений по поводу предстоящей поездке было предостаточно. Начитавшись и наслушавшись баек у суровости Челябинска и его жителей, понял, что тем более серьёзным вызовом будет для меня данное мероприятие.
Одна тонна тревог свалилась с плеч, когда, приехав на южный автовокзал Екатеринбурга, всё же сумел без проблем взять билет. Хотя рассматривался вариант поехать по железное дороге – как раз недавно запустили пригородный «Орлан», но в крайне неудобное для меня время. Что парадоксально, он едет через Полевской, но в нём не останавливается. Ну да ладно…
Примерно три с половиной часа автобусной дороги пролетели позитивно под звуки первых альбомов ВИА «Nightwish.
Челябинск – город миллионник. Основан в 1736 году. Делится на 7 районов. Имеется трамвай, троллейбус, а вот с метро не задалось…
Меня он заинтересовал в рамках моего же хобби – ездить по незнакомым городам и гулять по улицам, изучать новое. Преимущественно одному.
И вот, когда авто дилижанс въехал в город, сердце моё забилось заметно чаще. Первыми бросились в глаза обшарпанные корпуса заводов и фабрик, словно из послевоенных фильмов. Ржавые трамваи-утюги (КТМ 5) огромными сдвижными дверями неторопливо плыли в пыли городских улиц. Обилием предприятий и смогом город Ч напомнил Нижний Тагил с той огромной разницей, что в первом эти самые заводы как бы разбросаны по городу, который буквально стоит на невысоких холмах, тогда как в Тагиле заводы занимают горизонт на 180 градусов.
Обрадовало удобное добрососедство авто и жд вокзалов, а также, как мне показалось, обилие транспорта, проходящего через Привокзальную площадь.
Так как до заселения в квартиру оставалось два с небольшим часа, то сперва я, с вещами, потащился в Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги.
Работники меня радушно приняли, предложили оставить вещи в гардеробе, который летом не работает. Решив не мелочиться, я оплатил, помимо собственно входа в музей, стоимость входа в выставочную часть под открытым небом и поездку на симуляторе «Ласточки».
Музей меня порадовал не только обилием материала, экспонатов и интерактивностью, что стало вполне обычным делом, но и архитектурой самого здания! Содержимое музея расположено по спирали с первого этажа до последнего по хронологии развития Южно-Уральской дороги.
Фотографировал и читал с огромным интересом.
Симулятор «Ласточки» также произвёл своё впечатление, но всё же хотелось более детальной прорисовки инфраструктуры железно дороги на экране, особенно детализации направления остряков стрелочных переводов.
Под руководством опытного инструктора управлять электропоездом оказалось совсем несложно, органы управления мне были прекрасно известны, а рулить, как известно, в кабине поезда не приходится. 15 минут пролетели как одна и, попрощавшись, двинулся на заселение в квартиру.
Больше про интересные поезда и Восточный Экспресс — здесь
Квартира, которую я снимал на сутки, расположена в десяти минутах ходьбы от Привокзальной площади. Познакомившись с хозяйкой и оставив вещи, я радостно приступил к изучению города. Из-за духоты болела голова, а дождь, который периодически о себе напоминал, не сильно радовал.
Сад имени А. С. Пушкина обошёл вдоль и поперёк. Спустившись со ступенек возле театра драмы, прошёл по Театральной площади, перешёл Тимирязевскую и какое-то время любовался фонтаном в сквере Площади Революции и архитектурой здания театра драмы.
Дети купались в фонтане и я невольно им позавидовал, а также отметил, что, судя по равнодушии взрослых, это здесь в порядке вещей. Впрочем, бассейн фонтана мне показался вполне привлекательным для купания, учитывая внушительную длину.
Голод повёл меня на поиски кафе или столовой. Найдя подходящее заведение, я встал в очередь. Но именно на мне отказался работать кассовый аппарат, из чего я сделал вывод, что не судьба и через 10 минут буквально на чуйке дошёл до Вилки-ложки, которую так хотелось встретить именно здесь и сейчас!
Подзарядив себя и телефон, двинулся далее в путь. По Проспекту Ленина я дошёл до сквера Алое Поле, в котором при входе на трибуне возвышается статуя вождя.
Далее по Коммуны дошёл до ЦПКиО имени Гагарина.
Будучи с детства фанатом железных дорог и узкоколеек в частности, я знал, куда шёл! Челябинская детская железная дорога была вторым объектом в моём списке необходимых к посещению мест.
Дорога основана в 1949 году, имеет протяжённость главного пути 5,7 км, на котором имеется 6 станций или остановочных пунктов.
Мне повезло успеть на последний на сегодня рейс. В ожидании времени посадки ходил по парку, осматривал стенды с информацией, аттракционы, фонтан и немного людей.
Посадка на детский поезд осуществляется на станции Звёздная. Проводниками и ревизорами были дети, как и на других должностях. Безусловно, под неусыпным контролем взрослых.
Точно, согласно расписанию, поезд тронулся. В течение примерно получаса предстояла увлекательная поездка по парку, живописному сосновому бору. По левой стороне преобладала природа, а по правой – новые человейники. На остановке Зоопарк можно было разглядеть непосредственно сам зоопарк и даже некоторых его хищных обитателей!
На станции Лесная, пока тепловоз совершал необходимый манёвр, прицепляясь к составу с другой стороны, многочисленные пассажиры высыпали на платформу и принялись судорожно фотографироваться. Да и сам я как потерпевший снимал всё, включая плитку на перроне и себя на фоне состава. Ох уж эти кривые селфи!
Весь обратный путь я просидел у окна с другой стороны. Порадовало то, что поезд, будучи детским аттракционом, выполняет также транспортную функцию – не обязательно было ехать до конечной, как на детской дороге в Екатеринбурге, а можно выйти раньше, там, где удобно. И сесть в поезд также можно было не на Звёздной, как я, а, например, на следующей станции – Павлика Морозова.
Изрядно загрузив память телефона свежими жд-фотками, я отправился с ощущением выполненной миссии далее.
По улицам Коммуны, Энгельса, Труда (непобедимый совок!) я попал на набережную реки Миасс.
Государственный исторический музей Южного Урала уже закрыт, но посетить музей странных железных изделий под открытым небом ничего не мешало.
С набережной я свернул на живописный Троицкий мост. Вид с него во все стороны открывался более-менее любопытным с точки зрения изучения города и фото. Несмотря на мою любовь к самостоятельным путешествиям, в такие моменты хочется рядом знающего и разбирающегося в истории города человека.
Далее: сквер и памятник П. А. Столыпина, скульптурная композиция «Джаз», зал органной и камерной музыки «Родина», переход улицы Кирова на перекрёстке с улицей Братьев Кашириных, сделал фото Челябинского государственного цирка и снова Троицкий мост, но уже по другой стороне. Ливень застаёт в самый неожиданный момент, но величественное крытое с монументальными колоннами крыльцо концертного зала имени С.С. Прокофьева спасло меня (и других) от неминуемого промокания до нитки.
И вот она! Знаменитый Челябинский «Арбат» – Кировка!
Признаю, мне по душе идея отводить в городах одну улиц под пешеходное движение. В Екатеринбурге, как известно, это Вайнера, да даже в Полевском такая есть – улица Трояна!
В самом начале пешеходной зоны, у самого входа в театр оперы и балета имени Глинки, смотрит в небеса (и во все четыре стороны света) Памятник основателям города.
Минимум информации на нём самом, зато расположение, на мой взгляд, более чем удачное.
Ибо, как говорил Александр Сергеевич, уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.
Гуляя по Кирова, не покидало ощущение, что иду по улице Вайнера в Екб – кафе, сувениры, дорогие магазины. Только что памятники и скульптуры выдают специфику месторасположения. Скульптуры «Пожарный», «Закон», «Мальчик с верблюдами» и другие равномерно расположены по обе стороны улицы.
Совсем неожиданно было увидеть памятник Александру Розенбауму.
Музыкальный магазин также оказался безнадёжно закрыт…
Пока шёл, стемнело, дождик несколько раз начинал моросить, но каждый раз одумывался и переставал.
Людей же капризы небес, казалось, совсем не беспокоили. Многолюдье плыло и бурлило непрерывно и неумолимо.
Жалею, что не посетил музей Инквизиции. Что ж, будет повод вернуться в этот город!
Кировка длиной чуть более 800 метров, потому шёл не торопясь, но всё равно вышел на Ленина неожиданно.
Подземный переход через этот широкий проспект представляет собой несколько торговых рядов, включающих в себя обычный сетевой продуктовый магазин.
Дойдя до улицы Цвиллинга, всё же вернулся к скверу Площади Революции и саду Пушкина.
Моё внимание, естественно, привлёк величественно стоящий на вечной стоянке красный паровоз серии Ес.
Хотелось ещё погулять, но голод и усталость были не на моей стороне. Всё же прогулялся по дворам, постоял на трамвайной остановке, но нос в трамвай не сунул – принципиально хотел передвигаться пешком.
Квартира, которую снимал, имеет две комнаты. Второй этаж. Все окна выходили во двор. С балкона я любовался на деревья и дома, стоящие напротив. Трамваи было слышно, но не видно, так как между домом пребывания и улицей была ещё пятиэтажка. Тишина, пение птиц и свежесть остывающего двора после знойного июльского дня успокаивали.
Спал великолепно! Хотел встать пораньше и больше успеть, но лень меня победила. Потому снова погулял по саду Пушкина (ну понравился он мне!) и надолго задержался на выставке песочных скульптур под открытым небом.
Попрощавшись с хозяйкой квартиры, вернулся к железнодорожному музею и больше часа осматривал, ставший музейной редкостью, подвижной состав.
Как жд-фаната, меня интересовало всё! От ещё относительно недавно эксплуатировавшихся ЧМЭ3, ВЛ80с, ВЛ60к, ВЛ10, ЧС2К и ТЭ3 до паровозов Эу, Эр, 9П.
В какой-то момент обнаглел настолько, что стал лазить по локомотивам и вагонам с целью заглянуть вовнутрь кабин. К счастью, безнаказанно.
Одним из последних внемузейных впечатлений стал для меня пешеходный мост через жд пути. Длиной, после остановки Электродепо в Екб, удивить уже сложно. А вот излишняя, как мне показалась, ширина, удивила – там вполне комфортно может разъехаться пара грузовиков.
Готовясь к поездке, начитался неблагоприятных отзывов о работе Челябинского автовокзала, в частности, проблемах с приобретением билетов, животном хамстве кассиров и цыганках, которые обчистят до трусов. И да, жутчайшего вида цыганки, страшнее, чем женщины на картинах Эдварда Мунка, действительно подбирались…
Сработала моя технология: лучше готовиться к худшему, чтобы обрадоваться, чем к хорошему, чтобы не огорчиться от того, что это не сбылось. Билет я купил быстро и уехал буквально через десять минут после покупки! Конечно, задним умом думал, что хорошо было бы ещё хотя бы часа два погулять по городу, но зато теперь был спокоен. Ибо ехать надо было почти 4 часа до Екб, а оттуда ещё купить билет до Полевского и, собственно говоря, уехать.
На этом моя поездка закончилась. В целом я доволен, город показался не таким уж суровым, как он описан везде, где только можно. И одних суток, безусловно, мало, потому есть повод вернуться сюда когда-нибудь ещё!
Классно
Интересно читать про свой город) как будто прогулялась по своим улицам)