Логобук — это инструкция по основным вариантам использования логотипа или фирменного знака. Рассмотрим, для чего нужна такая инструкция и как проходит разработка логобука.
Что включает в себя логобук
Логобуком, или книгой логотипа (англ. logobook) называется документ, содержащий информацию о логотипе, правилах его изображения и использования. Логобук можно назвать «техническим паспортом» логотипа.
Логотип — продолжение общего дизайна всего фирменного стиля. Оптимально, чтобы логотип был единым целым с фирменным стилем по визуальной и идейной составляющей.
Логобук, как правило, входит в руководство по фирменному стилю (гайдлайн), а руководство по фирменному стилю входит в брендбук. И если брендбук — это конфиденциальный внутренний документ, в котором описаны маркетинговые основы бренда, никогда не выходящий за пределы компании, то логобук может использоваться в работе с внешними подрядчиками и дизайнерами-фрилансерами.
В логобуке содержится описание основного построения логотипа и его варианты, пропорции, компоновка и масштабирование, охранные зоны, палитра цветов (RGB, CMYK, Pantone и др.), включая монохромный вариант, шрифты, описание нанесения логотипа на цветные и текстурные фоны и варианты недопустимого использования. В некоторых логобуках дополнительно размещена информация о построении логотипов филиалов, дочерних компаний.
Форма
Логотип должен быть оптимально ориентирован к представлению в различной форме, например, вертикальной и горизонтальной ориентации, в форме круга для аватара на корпоративной странице в соцсети.
В логобуке указывается информация о пропорциях логотипа: данные соотношения сторон необходимо соблюдаться, чтобы логотип не растягивался и не деформировался.
Цвет
Логобук представляет несколько вариантов использования фирменных цветов логотипа: цветная версия, упрощенная цветовая гамма, вариант логотипа в оттенках серого, монохромное начертание, негатив.
У логотипа могут быть основные и дополнительные цвета. Фирменные цвета — это существенная часть имиджа компании. Цвета подбираются согласно исследованиям, рекомендациям и системе цветовых стандартов PMS от Pantone — международного эксперта в области колористики. Также указывается кодирование в форматах CMYK и RGB.
Охранное поле
Охранное поле (свободное поле, зона отчуждения, зона безопасности) — это минимально допустимые поля, отступы вокруг логотипа, свободные от других объектов и текста. Охранное поле нужно, чтобы к логотипу не подставили вплотную текст или иные элементы, которые сделают логотип плохо различимым и нечитаемым.
Как правило, стандартный размер охранного поля составляет 10-15% от ширины логотипа с каждой стороны, но для разных компаний с разными логотипами, конечно же, могут быть исключения. Величина охранного поля зависит от формы логотипа, его композиции, смысла, вкладываемого в логотип.
Построение
В разделе логобука о построении логотипа указывается модульная (координатная) сетка для того, чтобы фирменный знак был воспроизведён с максимальной точностью. Цель использования этого раздела — чтобы логотип, построенные по всем правилам начертания, был узнаваем.
Зачем нужен логобук?
Логобук нужен каждой компании, у которой есть логотип. Логотип — то, что определяет имидж бренда на рынке Логобук обеспечивает, чтобы логотип, нанесённый на любые поверхности и представленный на продукции компании, рекламных материалах или на сайте был узнаваемым и различимым.
Логобук помогает сэкономить значительное количество времени и денег бизнесу в ситуации, когда прежний дизайнер, разработавший логотип, увольняется или переходит на другой проект. Ведь новый дизайнер не всегда максимально точно и профессионально сможет воспроизвести логотип с разными приемлемыми вариантами начертания без логобука.
Качественный логобук помогает избежать таких рисков, как деформация логотипа при изображении его на нестандартных макетах и поверхностях, проблемы с узнаваемостью бренда и компании в целом.
Разработка логобука
Дизайнер, создавший логотип компании, может разработать качественный логобук.
На первых страницах обязательно размещается основная версия логотипа; она изображается максимально чётко, на белом фоне. В этом же разделе нужно отобразить возможность использования логотипа на горизонтальных, вертикальных макетах.
Большое внимание уделяется разделу о правилах построения логотипа. Составляется модульная координатная сетка, для того, чтобы логотип сохранял свои пропорции в любом виде и у него всего были точные соотношения сторон.
Раздел об охранном поле также должен учитываться в процессе разработки логобука. Свободное пространство вокруг логотипа препятствует нарушению читабельности, различимости, например, когда на логотип «наезжает» текст или другие знаки и символы. Прописываются конкретные цифры по рекомендуемым размерам полей и отступов.
Нужно обращать внимание на возможности типографии и печати, чтобы при нанесении логотипа слишком маленького размера он не превратился в бесформенное пятно.
При разработке логобука учитывается цветовая палитра логотипа. Рекомендуется внести в логобук примеры употребления фирменных цветов логотипа, цветовых сочетаний. Должен быть раздел, рассказывающий о правилах нанесения логотипа на различные фоны, поверхности и текстуры, также с примерами.
В разработку логобука желательно включить раздел о недопустимых вариантах использования логотипа. Например, не разрешается перекрашивать отдельные части логотипа, растягивать его, переставлять элементы, менять шрифты, добавлять эффекты.
Как правило, логобук разрабатывается дизайнером в течение 5 рабочих дней; результат представляется в формате pdf.