О главных достопримечательностях Новосибирска в этом материале расскажет Илья Халтурин, путешественник, музыкант, житель города Полевской. Город Новосибирск Илья представил настолько подробно и захватывающе, что тоже захотелось там побывать и увидеть всё скорее своими глазами! Итак, поехали!
Поездка в Новосибирск
В Новосибирск мы отправились втроём – моя супруга Аня, дочь Светлана и я. Не случайно выбрали конец мая – начало июня. Дело в том, что основная цель поездки – развлечение дочери и впечатления для неё. Желание показать ей что-то новое, ибо в нашем уютном, но скромном на досуг Полевском не так уж и много развлечений.
Что посмотреть в Полевском? Читайте, здесь интересно!
Так вот, Новосибирская детская железная дорога начинает работу с начала июня. Тогда же, как известно, и самый сезон отпусков. Потому конец мая был выбран оптимально по стоимости билетов. Со съёмной квартирой сложилось тоже вполне удачно – Аня выбрала лучший вариант из возможных, в чём мы убедились многократно.
Как ни странно, дорогу в поезде туда (примерно 22 часа) дочь перенесла более-менее хорошо. Ели, спали, играли, смотрели в окно. Обратный путь 5 июня (он длился 21 час) был труднее для всех. Сказывалась усталость. Хотелось просто уже скорее доехать. Пользуясь случаем, хочу от души выразить благодарность всем попутчикам за понимание!
Новосибирск принял нас прохладным солнышком.
В день прибытия я отправился на поиски дома Янки Дягилевой.
Сначала шёл вдоль улицы Мичурина, по которой ездить один единственный 13-й трамвай. Надо сказать, часто!
Далее двигался вдоль Центрального парка культуры и отдыха. Вскоре свернул на улицу Ядринцевскую. Пройдя квартал, я увидел огромный бескомпромиссный забор и понял – я на месте. Деревянный дом Янки Станиславовны Дягилевой, яркой представительницы сибирского панк-рок-андеграунда, находится на углу улиц Ядринцевской и Семьи Шамшиных. Год постройки 1917.
К сожалению, подойти к самому домику и увидеть памятную табличку не представляется возможным из-за того самого глухого забора по периметру. Остаётся только и надеяться на то, что домик сохранят и сделают из него, например, музей сибирского панк-рока. Но, честно говоря, сомневаюсь.
Через щели в заборе и, поднявшись на возвышенность за домом, я пытался хоть что-нибудь сфотографировать. Обошёл дом несколько раз. Поблагодарив мысленно Янку за песни и стихи, печально побрёл далее.
Зашёл в небольшой книжный магазин. Расспросил девушку про книги Янки (в наличии были только про Егора Летова), про сувениры города и другое. Увы, ничего не приобрёл. Сделав круг возле Оперного театра, вернулся на Мичурина и домой.
На следующий день, 31 мая, мы отправились в зоопарк.
Территория настолько огромна, что мы не смогли обойти её даже за 4 часа. На территории предусмотрены специальные тележки, в которых можно катать детей, чем мы и воспользовались несколько раз.
У Светы разбегались глаза, она торопила нас вперёд и вперёд. К хищным птичкам она оказалась равнодушна, а белые медведи её впечатлили. Медведица-мать содержалась с двумя медвежатами отдельно от папы-медведя. Мы радостно наблюдали, как медвежата играли большим красным пластиковым мячиком. У меня из головы не выходил вопрос – как выглядит процесс кормления этих животных.
Возле одного из больших загонов мы задержались дольше обычного, так как подошёл олень, который линял и у него лезли совсем небольшие рога. Он благодушно давал их потрогать и почесать всем желающим через решётку.
Меня лично впечатлили большие кошки: тигры, львы, рыси и другие кошачьи. Также любопытно было посмотреть на волков.
И, конечно, куда без рыб и крокодилов со змеями. К обезьянам я равнодушен, как в общем и к попугаям. Хотя разнообразие их цветов порадовало взор.
Очень приглянулся нам прудик с островом-беседкой! Из обитателей, понравившихся мне, выделю в первую очередь лебедей – лебедь-кликун и лебедь-шипун. Утки-кряквы, гуси, мандариновые утки и, конечно, фламинго! Вот это красота! Было интересно узнать, что розовый цвет обусловлен цветом рачков, которыми эти изящные птицы питаются.
Фотографировались также возле статуй динозавров в их предполагаемую натуральную величину. Одному из них я засунул в пасть руку и потрогал зубки, каждый размером со смартфон, даже больше.
Зоопарк впечатлил и утомил одновременно. Но это однозначно того стоило!
1 июня решено было посвятить прогулке на теплоходике по Оби и, уже после, на Колесе обозрения.
Посадку на теплоход типа «Москва» с часовым маршрутом до острова Кораблик мы ждали час.
Несмотря на жару, на верхней палубе теплохода было весьма ветрено. Шапки и кофты оказались кстати.
Теплоходик оказался забитым под завязку – первый день лета, ещё и суббота! Но это не мешало нам насладиться видами, рекой, приятным покачиванием на волнах и даже гудением дизелей (мне!).
Примерно через полчаса от старта наше судно прошло под Бугринским мостом, развернулось на довольно небольшом радиусе и, нырнув снова под мост, взяло обратный курс на пристань речного вокзала.
Аня и мы со Светой по очереди совершили «кругосветку» по теплоходику. Спустились по носовому трапу в салон, прошлись по нему, вышли из салона, прошли вдоль машинного отделения, поднялись по кормовому трапу на палубу и вернулись на свои места. Надо сказать, что в салоне теплее несравнимо. Но многолюдно, темно и вид оттуда не такой впечатляющий.
После прощальных фото на фоне плавсредства без паузы поспешили к колесу обозрения.
Отстояв небольшую очередь, заняли крытую стеклянную кабинку с двумя параллельно расположенными диванами. Окон нет – работает кондиционер. Дверь открывается снаружи. К сожалению, в самой кабинке валялся мусор. Очевидно, с таким наплывом желающих работники даже не стараются наводить чистоту.
Кабинка нетороплива поползла наверх и вскоре мы увидели то, ради чего нас в ней заперли. Впечатляющая высота и, как следствие, виды! Виды на реку Обь с её мостами в обе стороны, на город, на горизонты и близлежащие окрестности.
Максимальная высота колеса – 67 метров. Наверное, на сегодняшний день это самое большое колесо из тех, что мне довелось посетить.
Попутно хочу рассказать о самой остановке «Речной вокзал». Как я понял, это важный пересадочный пассажирский узел. Здесь сосредоточение нескольких видов транспорта. В том числе едущих по городу и в пригород: автобусы, маршрутки, трамвай, троллейбус, метро, водный транспорт и… колесо обозрения. А также множество магазинов, широкая лестница на Михайловскую набережную, множество аттракционов, сцена, моя любимая кулинария «Вилка-ложка», в которую мы так и не зашли. И здесь же расположен самый большой в мире метромост, протяжённостью более двух километров.
Когда я хотел уехать со станции метро «Речной вокзал», испытал когнитивный диссонанс. Чтобы привычно попасть на обычную станцию метро, нужно спуститься под землю, а здесь эскалатор поднимает тебя наверх, на уровень нескольких этажей. И только тогда ты попадаешь на платформу. Платформа также непривычная – оба пути находятся вместе. Собственно платформы по сторонам.
То есть, двери электропоезда открываются с другой стороны, о чём информатор предупреждает несколько раз.
Перекусить мы решили в столовой «Счастливый день», так как готовить долго, а голодные уже сейчас. Кулинария находится буквально за углом от нашего дома. Огромные буквы названия видны издалека. А вход нашли не сразу. То в одну дверь сунулись, то в другую. Оказалось, что нам в подвал…
Из-за огромного количества зеркал не сразу удалось оценить размеры помещения. Зато туалет, который почти не закрывается, который расположен так, что сидя за столом, ты можешь увидеть, как кто-то там делает свои дела.
Темнота, странный запах, необъятных размеров кассирша с совковой манерой общения, а также мега-кислая капуста и супер-солёная пережаренная до углей картошка в тонне масла – наши воспоминания об этой закусочной.
Впредь мы готовили себе пищу самостоятельно.
2 июня мы доехали на 95-м автобусе до конечной и попали в Заельцовский парк. А точнее, прежде всего в здание вокзала Малой Западно-Сибирской железной дороги. Для краткости буду её называть просто «детской». Купили билет по самому большому (и дорогому) из возможных маршрутов – до станции Зоопарк и обратно. Общее время в пути – 1 час, 45 минут! Для детской дороги это немыслимо! Особенно после аналогичной дороги в Екатеринбурге.
Продолжительность поездки компенсируется возможностью выхода на любой станции, если ты едешь не весь маршрут. И также можно сесть на любой из станций, купив билет, так как везде есть кассы. Таким образом, детская дорога в Новосибирске сочетает развлекательные и транспортные цели.
Часовое ожидание посадки скрасили прогулкой по путям и возле них, уже на территории парка, рассматривая познавательные аншлаги про бабочек и других насекомых.
Поезд «Сибиряк», состоящий из трёх цельнометаллических вагонов, ведомых тепловозом ТУ7А, отправился ровно в назначенное время. Пассажиронаселённость средняя, несмотря на выходной день. Молодые парни в должностях ревизора и проводника проверили наши билеты. К слову, билет один – чек, на котором пробита вся необходимая информация. В самом вагоне, увы, не предусмотрено ни крючков или полочек для одежды и вещей, ни столиков, ни затемнения стёкол, как в вагонах на детской дороге в Екб. Окна и сиденья расположены по отношению друг к другу так, что ребёнку в любой позе, в любом положении неудобно смотреть в окно. По этой ли причине, из-за жары ли или просто ввиду однообразия происходящего, дочь быстро заскучала. На станциях с остановками по 15 минут (!) мы выходили фотографироваться.
На конечной станции Зоопарк тепловоз, как обычно, объехал вагоны с другой стороны, прицепился и мы поехали в обратный путь. На Новосибирской детской дороге разворотных петель нет, потому изменения направления движения производится только таким нехитрым способом.
Что мне понравилось на этой дороге и заинтересовало, так это характеристики! Длина более 5 км, 5 станций, эстакады, мосты и разъезды, станции с вокзалами и кассами. Трёхсотметровая эстакада, как мне кажется, весьма щадящий по отношению к природе способ прокладки трассы. Минимальное воздействие на растительность, невозможность скопления воды на путях, да и вид из окна поезда сверху вниз более впечатляющий.
Также порадовало наличие аж четырёх составов на линии (один из них запасной). Каждый поезд по три вагона и имеет своё название: «Мечта», «Сказка», «Юность» и наш – «Сибиряк». На разъездах наш состав со встречными, разумеется, встречался.
Дорога совсем молодая – в 2005 году состоялось её открытие. Спросом жителей и гостей города явно пользуется.
Из минусов всё же отмечу отсутствие туалета для пассажиров на вокзале и чрезмерно длительные стоянки на станциях. 15 минут для конечной ещё объяснимо – перегнать и перецепить тепловоз, все дела, но не на разъездах!
К вечеру я отправился изучать город, насколько позволяло оставшееся до темноты время.
Набережную я прошёл от и до. Всего примерно пара километров. Смотрел на воду и видел, несмотря на зеленоватую мутность, немалого размера рыбку. Что ж, как говорится, больше реке – большая рыба!
Далее, разглядев конструкции недостроенного вантового моста, и, стоящий одиноко на берегу железный пролёт старого жд моста, через множество светофоров и пыльных развязок с трудом вышел на улицу Фабричную. По ней дошёл до Димитровского моста и перешёл реку Обь по нему дважды.
Несмотря на шум и пыль, очень хотелось увидеть перспективу реки и уходящих вдаль мостов, буи, катера, набережные и прибрежные постройки. Всё так и получилось! Виды с моста действительно открылись потрясающие в обе стороны! Вот только движения по реке никакого не было, кроме одиноко плывущего в северном направлении катерка. Понаблюдал, как плавучий кран своим механическим ковшом черпает какую-то чёрно-грязную породу с водой и загружает её на баржу. Издалека похоже на уголь, но кто его знает.
По оживлённой Владимировской улице дошёл до пешеходного моста через жд пути станции Новосибирск-Главный. Неспеша прошёлся, разглядывая вагоны, подвижной состав и… низко летящие самолёты.
Минуя вокзальную площадь (хотя станция метро носит название Площадь Гарина-Михайловского), перешёл Вокзальную магистраль, свернул на узенькую Сибирскую улочку, которая внезапно проходит под аркой жилого девятиэтажного дома (а что, так можно было?) и уже по ней до Красного проспекта.
В этот день я грубо подсчитал по «ДубльГИСу» свой пеший маршрут. Получилось не более 15 километров. Маловато…
3 июня мы снова посетили зоопарк. Но не обычный, а контактный. Находится он в парке Берёзовая Роща. Доехали на метро до одноимённой станции. Более получаса мы блуждали по парку в поисках зверушек.
Вход в зоопарк на моё удивление оказался свободным. Кормить живность нельзя ничем, кроме того, что продаётся на входе.
Зоопарк небольшой, но мы смогли потрогать и пофотографировать кроликов, коз и козлов, верблюдов, пони, оленей. Полюбовались на павлина. Животные далеко не все давали себя погладить. Но это неудивительно – от восторженных молодых посетителей столько шума, что мне самому хотелось оттуда поскорее уйти в тишину аллей.
Всё же было приятно потрогать шкурки нескольких, в том числе экзотических, животных.
После зоопарка прокатились на аттракционе – машинки на закрытой территории. Из управления только вперёд, назад и руль. Аня снимала, я рулил, Света наслаждалась моим вождением (но это не точно). Удивился, насколько легко и приятно управлять такой машинкой. Интересно, настоящей также просто? Пять минут пролетели незаметно. Ребёнок был доволен. Света, вроде, тоже. 🙂
Во второй половине дня я посетил по Аниной рекомендации Музей Николая Рериха.
До момента посещения я ничего про него и его семью не знал. Просмотрев 15-минутный фильм про Николая Константиновича, его родственников, философию, творчество и Центрально-Азиатскую экспедицию, узнал немного больше. Пересказывать не буду, но однозначно я почувствовал отклик своей души на всё, что прочитал, увидел и услышал.
Отдельно выделю изобразительное искусство. Такого разнообразия тем, красок и сюжетов я не припомню ни у одного из любимых мною художников. Отмечу те, что стали моими фаворитами: «Заморские гости», «Армагеддон», «Земля Славянская», «Александр Невский», «Сотрудники» и, конечно, «Победа». В качестве сувениров приобрёл четыре открытки с изображением наиболее понравившихся мне работ Николая Рериха.
Вечером снова съездили в Заельцовский парк. На этот раз просто погулять, посмотреть. Света облюбовала детскую площадку и предпочла зависнуть там. Комары одолевали. Мы приценились к стоимости проката. А также с интересом отметили несколько специально проложенных и отсыпанных дорожек в тихой лесной зоне парка. Среди них, например, экотропа. Деревянная. Состоит из спилов деревьев. Сразу мелькнула мысль – сколько пострадало деревьев, чтобы построить несколько километров такой вот экотропы.
Выделяется красной песчаной фракцией тропа для скандинавской ходьбы. Ну и, стандартно, для пешеходов – плитка, для велосипедистов и других колёсных – асфальт.
Такое разделение считаю вполне имеющим место быть при условии сознательности отдыхающих граждан, конечно.
4 июня наша семейная делегация посетила Культурно-исторический музей Солнца. В этом музее представлены изображения нашего прекрасного светила в культурах и религиях разных стран и традиций, а также небольшая справочная информация о его роли в нашей жизни с точки зрения биологии.
На входе, возле фотозоны, мы увидели огромный настоящий гонг. Разумеется, мимо пройти мы не смогли и ударили в него. И ещё по разу, через часа полтора выходя из музея.
В музее несколько залов. Каждый зал – отдельная культура.
Представлены в подробностях и красках: Египет, Индия, Южная Америка и, разумеется, наша, славянская культура. Всё же на мой взгляд наша родная культура самая привлекательная, красивая, гармоничная, светлая и живая. Моя душа ликовала, когда я видел обстановку светлицы, обставленной по нашим исконным традициям: люлька-зыбка, ларь (или короб), мощный стол, всюду славянские узоры, красный уголок, в котором наши славянские боги. И искусно представленная манекенами семья – жена возле прялки, старшая дочь, муж, сидящий за столом и мастерски рисующий узоры, малыш, лежащий в той самой люльке. Радуют глаз наряды! Никаких тебе джинсов-футболок! Расписанные узорами рубахи и платья.
Как известно, узоры на одежду наносились также не просто так – каждый имел своё значение и мог нашиваться только на своего хозяина.
В другом зале нас ожидала ещё одна фотозона. Можно было надеть на себя разные головные уборы: шлем, шапку шута и даже кокошник.
В следующем зале нас ждал удивительный музыкальный инструмент, называющийся била. Он представляет собой набор металлических пластинок, висящих в порядке увеличения размера на верёвках, закреплённых на раме. Бить нужно специальными колотушками. Света старалась особенно! Пластинки отстроены так, что любое их сочетание звучит красиво и мелодично.
В музее мы насмотрелись, начитались, нафотографировались, а кое-кто и набегаться смог.
На автобусе мы через весь исторический центр города и Октябрьский мост добрались до остановки Ватутина. На левом берегу Оби мы особо и не гуляли. Хотя там тоже есть, что посмотреть! Обошли и сфотографировали старую водонапорную башню 1938-1939 годов постройки. Конструктивизм-неоклассицизм.
Вспомнилось, что в Екатеринбурге в микрорайоне Сортировка (удивительно, но тоже на улице Ватутина!) была водонапорная башня. Я ездил её фотографировать. Ныне снесена.
Также на левобережной части Новосибирска, помимо Площади Карла Маркса и Новосибирского государственного технического университета, закопаны в землю две действующие станции метрополитена и, что совсем было мне удивительно узнать, отдельная, не связанная с правобережной, трамвайная сеть. Увы, на трамвае покататься удалось несколько раз, но только в исторической части города.
Вечером ещё раз прогулялись по Центральному парку. Мы со Светой прокатились на карусели. Светомузыкальный фонтан работал. Кто-то даже бегал между струй воды, несмотря на явно ощутимую прохладу и не очень дружелюбный ветерок.
5 июня – прощание с Новосибирском. Напоследок решено было посетить Музей Природы по адресу Вокзальная Магистраль, 11.
Основная часть экспонатов – минералы и чучела животных.
Мне было интересно увидеть животных в натуральную величину. Например, я плохо себе представлял настоящий размер туловища зайца, бобра, кабана и даже глухаря. Чучел птиц там также представлено множество. Доисторические мамонты и медведи тоже впечатлили.
Улыбнула искусственная пещерка со стайкой интерактивных летучих мышей с проектора. Они летают и возвращаются на место в зависимости от телодвижений посетителей. Света бегала, как и в музее Солнца, посмотреть более детально и прочитать информацию удавалось с трудом.
Но всё же и этим музеем я остался доволен. И ещё приятно было увидеть минералы с Урала.
Настало время подводить итоги. Побывал в трёх музеях.
Проехал на всех видах транспорта, кроме пригородных электричек. Прошёл всего лишь около 30 километров. Мало, но эта поездка семейная и цели пройти огромные расстояния не было.
Побывал на Димитровском мосту (прошёл пешком, туда и обратно), Октябрьском мосту (ехал автобусом и троллейбусом), внутри метромоста (не помню, сколько раз проезжал на метро) и дважды под Бугринским (на теплоходике). Также побывал в нескольких парках и скверах, трёх книжных и двух музыкальных магазинах.
Город большой, шумный, суетливый. В целом чистый, но я ходил больше по центральным улицам.
Из не очень приятного – очень много быдла и пьяни. На улицах ведут себя развязно. Много машин и пробок. Автомобилисты, как и в Москве, неохотно пропускают на пешеходных переходах, норовят задавить.
Расстояния большие. Транспорт дороже (35 рублей), чем в Екатеринбурге (33 рубля) на июнь 2024 года.
Мутная река Обь, к тому же разлившаяся и затопившая частично берега, острова, деревья и спуски с набережных к воде, конечно, пункт экзотики, равно как судоходство и двухкилометровая благоустроенная набережная.
Резюмируя, хотел бы жить в Новосибирске? Нет! Хотел бы приехать ещё раз? Возможно, но не в ближайшем будущем.
Отдельно хотел бы написать слова благодарности Татьяне – хозяйке квартиры, которую мы снимали. Она продлила нам время выезда с 12:00 до 16:00, благодаря чему мы ждали посадку на наш поезд на вокзале не 6 часов, а около часа.
Поездка завершена, ура!
Как известно, усталость проходит, а впечатления остаются!