В наше время возможно всё. Если очень захотеть — можно даже полететь. На самолёте, научившись им управлять. И для этого не обязательно 5-6 лет учиться в авиационном институте. Впрочем, за 2 дня тоже научиться невозможно.
Разберёмся в теме, как научиться управлять самолётом, насколько это реально человеку, который решил приобрести такой навык.
Где научиться управлять самолётом
Научиться управлять самолётом можно в нескольких местах, а конкретно это:
- лётные училища гражданской авиации;
- лётные училища Министерства обороны;
- авиационные клубы авиаторов.
Управление самолётом отличается от управления автомобилем. Чтобы понять, насколько сильны различия и в целом определить, нравится летать или не нравится, можно организовать тестовый полёт. Это будет полёт с инструктором, где человек, желающий научиться управлять самолётом, будет сидеть на втором сиденье и выполнять чёткие указания инструктора.
Для управления самолётом нужна решительность, развитая быстрая реакция и предельная внимательность. Самолёт — это не машина, которую можно припарковать на обочине, притормозить и посидеть там подумать.
Чтобы выбрать, где научиться управлять самолётом, нужно понять свои цели. Если человек хочет стать пилотом-любителем, летать чисто для себя — ему нужны курсы и обучение на частного пилота. Если человек хочет серьёзно заниматься полётами, стать профессионалом, ему нужно обучаться на пилота гражданской авиации.
Также, исходя из целей, надо выбирать тип судна. Например, есть СВС — сверхлёгкие воздушные суда, которые весят до 495 кг и летают невысоко над землёй со скоростью до 65 км/ч. Примеры СВС: параплан, автожир, планер.
Если СВС представляется несерьёзной детской забавой и нужно что-то посолиднее, например частный самолёт или пассажирский лайнер — нужно поступать в авиационный учебный центр или аэроклуб, который прикреплён к такому авиационному учебному центру.
В России на гражданских пилотов обучают в:
- Бугурусланском летном училище гражданской авиации (филиал СПбГУГА);
- Краснокутском летном училище гражданской авиации (филиал УВАУГА);
- Омском летно-техническом колледже гражданской авиации (филиал УВАУГА);
- Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации;
- Сасовском летном училище гражданской авиации (филиал УВАУГА);
- Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации;
- Якутском авиационно-техническом колледже гражданской авиации (ЯАТУ ГА).
Человек, не имеющий высшего образования, может поступить на бюджетные места в университеты гражданской авиации. Если есть только среднее образование, то можно поступить на бюджет в лётное училище. Люди до 27 лет могут поступать бесплатно. Те, кто окончил лётные училища, получают свидетельство коммерческого пилота. С ним выпускники могут устроиться в российскую авиакомпанию.
Также желающим научиться летать нужно пройти врачебно-лётную экспертную комиссию — ВЛЭК. Пройти эту комиссию достаточно сложно, нужно обладать крепким здоровьем. Однако, если человек хочет управлять частным самолётом, строгости меньше. Будущий частный пилот должен соответствовать классу 2 ИКАО, то есть не иметь хронических заболеваний, иметь хорошее зрение, слух и здоровое сердце. Если проблемы со зрением составляют по 0,3 на каждый глаз без коррекции и по 0,8 с коррекцией, то даже с такими проблемами частный пилот считается годным. Процедура ВЛЭК занимает в среднем 1-5 дней.
ВЛЭК нужно перед практическими занятиями. Пройти теорию можно без ВЛЭК. Но есть риск, что если человек прошёл теорию, но потом не прошёл ВЛЭК — то он зря потратил время.
Как выбрать учебное заведение
Можно выбрать лётную школу или клуб авиаторов, собрать доступные и подходящие варианты, проанализировать плюсы и минусы. На что обращать внимание при выборе:
- Документ, который будет выдан после обучения. Например, лицензия пилота-спортсмена, свидетельство частого пилота, свидетельство пилота СЛА.
- На каком самолёте будет обучение. На этот тип самолёта у учебного заведения должна быть лицензия.
- Количество обучающихся. Важный момент — сколько человек-учащихся на одном инструкторе. Должно быть не более 8 человек, иначе не получится качественного обучения и закрепления материала, у инструктора не будет возможности и времени всеми заниматься.
- Что с наземной подготовкой. У учебного заведения должны быть учебные классы, удобные учебные материалы.
- Что за программа обучения. Она должна соответствовать нормативам.
- Где человек будет проживать во время обучения. Предоставляет ли аэроклуб гостиницу.
- Как быстро после обучения реально начать летать самостоятельно.
Полезно посетить учебное заведение, пообщаться с инструкторами, записаться на экскурсию.
Для полёта понадобится сначала изучить и закрепить теоретическую базу. Без неё никуда. Конечно, практика важна, но она должна подкрепляться матчастью. Обычно АУЦ и другие учебные заведения предусматривают в пределах 115-200 академических часов теоретической подготовки.
Что входит в теорию:
- основы полёта;
- общие знания по воздушному судну;
- авиационная метеорология;
- воздушная навигация;
- возможности и ограничения человека в лётной деятельности;
- эксплуатационные правила;
- лётные характеристики, планирование и загрузка;
- авиационная радиосвязь;
- воздушное право.
Выбирая учебное заведение, следует поинтересоваться, какая имеется техника в плане учебных самолётов. Например это одномоторные или двухмоторные самолёты, сколько студентов летает одновременно. Особенно важно задать вопросы по безопасности — как и как часто проводится техническое обслуживание учебных самолётов.
При знакомстве с инструктором полезно совершить с ним тестовый полёт. Так станет понятно, сработается ли человек, желающий научиться летать, со своим инструктором, или не сработается. У каждого свой стиль преподавания, в то же время у каждого клиента-учащегося свои потребности и пожелания. Всё должно совпасть.
Полезно будет найти отзывы об учебном заведении, определить возможные подводные камни, посмотреть, что говорят другие студенты.
Как научиться управлять самолётом
Обучение управлению самолётом проходит в течение нескольких месяцев. Продолжительность во многом зависит от климата, погодных условий. Минимум — это 2-3 месяца. Некоторую часть материала можно изучать самостоятельно и дистанционно. Также в рамках обучения предполагается работа с тренажёрами. Например, это компьютерные программы, макеты самолётов. Обучение на тренажёре позволит отработать основные моменты, связанные с управлением, а затем уже эффективно продолжить на настоящем самолёте.
Научиться управлять самолётом — это не дёшево. Стоимость зависит от типа самолёта, региона, учебного заведения. Средняя цена — это 7 800-12 000 за один лётный час. Стоимость всего обучения, по предварительным оценкам, около 800 000-1 000 000 руб. или в районе $10 000. Некоторые школы предоставляют скидки, если человек выбрал оплатить сразу всю программу целиком. Также нужно смотреть на различные бонусы, например общение и встречи с другими участниками аэроклуба, возможность арендовать самолёт.
Есть возможность бесплатного обучения — в лётном училище МО, в училище Гражданской авиации, в клубе РОСТО, но есть ограничения по возрасту — до 24-27 лет.
Лётный сезон начинается в апреле-мае в клубах РОСТО. В Авиационных учебных центрах — с осени, с изучения теории. Зимой полётов меньше из-за погодных условий.
Некоторые школы, перед тем как принять студента, требуют прыгнуть с парашютом. Это нужно для того, чтобы при возникновении нештатной ситуации в воздухе человек имел возможность катапультироваться и понимал, как спасти себе жизнь.
Любите необычные экстремальные хобби? Вам может быть интересно:
- Где научиться управлять вертолётом
- Как стать дайвером
- С чего начать охоту новичку
- Что нужно для рыбалки новичку
Подписывайтесь также на мой ТГ-канал, посвященный хобби, полезным сервисам, творчеству и бизнесу!