Как попасть на сцену, как начать выступать на сцене — этими вопросами задаются самые смелые и активные люди. Я рукоплещу таким людям уже за это их желание, ведь оно обусловлено отсутствием или преодолением страха публичных выступлений!
Чтобы попасть на сцену, нужно начинать с малого. В этой статье расскажу, как попасть на сцену театра или как попасть на сцену как певец. В основном акцент сделаю на первых шагах, которые на самом деле очень просты. Сама я выступаю на сцене уже почти 10 лет, и как музыкант, и как поэт, не считаю себя звездой, но всегда готова поделиться опытом и поучиться чему-то новому!
Как попасть на сцену
Для начала полезно определиться с целями и истинными глубинными мотивами такого желания. Это должно быть желание осознанное, продуманное, исходящее из глубины души. Многие хотят попасть на сцену, потому что это модно, престижно. Либо потому что думают, что это легко и за это платят много денег. Либо потому что есть здоровые амбиции быть в центре внимания, при этом есть чем поделиться со зрителями.
Желание, толкающее человека на сцену, должно быть осознанным, принадлежащим именно ему. Не его родителям, не его окружению.
Далее нужно разобраться с тем, что человек хочет транслировать на сцене. На сцене можно:
- рассказывать анекдоты и организовать стенд-ап шоу, стать стенд-ап комиком;
- читать стихи собственного сочинения или выразительно читать стихотворения известных поэтов;
- зачитывать отрывки из своих прозаических произведений;
- играть музыку на музыкальных инструментах и петь песни;
- показывать перформансы;
- экспериментировать с форматами — предложить что-то своё;
- читать лекции, вести семинары, мастер-классы или тренинги.
Следующий шаг — изучение азов ораторского искусства. Без этого никуда. Даже если человек не боится сцены, не страдает страхами публичного выступления, он должен понимать такие вещи, как:
- развитие памяти — понадобится заучивать наизусть большие объемы текста, музыки, движений танцев;
- захват внимания аудитории;
- управление голосом, жестами, взглядом, мимикой, телом/пластикой;
- понимание групповой динамики;
- умение чувствовать настрой аудитории;
- умение анализировать аудиторию и подбирать репертуар заранее.
По поводу последнего пункта расскажу пример. Человек играет несколько видов песен, у него разносторонние интересы: реп, хип-хоп, рок, панк, а иногда — классические романсы о любви. Этому человеку представилась возможность выступить в 2 местах: перед ветеранами в доме культуры и перед подростками в соседнем городе. Однозначно, для ветеранов больше зайдут романсы, а для подростков — рок, реп и панк.
Далее нужно практиковаться. Начинать всегда лучше с малого. Хотя бы собрать 2-3 друга. Это базовый навык организации концертов, и он нужен обязательно каждому артисту (каждому человеку, кто хочет выступать на сцене).
Чтобы собрать даже 2-3 друга — нужно очень постараться. Нужно прежде всего продать им идею побывать на вашем концерте, прийти, отложить свои запланированные или привычные дела. Нужно понять, чем зацепить людей, чтобы они пришли. И добиться цели — чтобы эти люди пришли.
Конечно, если человек выступает с детства, у него куча друзей, ему не составит особых проблем собрать 100 человек. Но у таких людей, как правило, даже не возникает вопроса, как попасть на сцену, и потребности в этой моей статье 🙂
Собрав друзей, нужно определиться с местом, провести выступление. Полезно оповестить о нём в социальных сетях. И ещё полезно так делать несколько раз, записывать себя на видео, чтобы был материал для отработки ошибок.
Можно сделать проще — как сделала я. Пойти в клуб единомышленников — театральный кружок, клуб бардовской песни, любое другое место, где собираются и учатся люди, заинтересованные в выступлениях, музыке, актёрском мастерстве. Первый раз я попала на сцену в 2009 году. Я хожу в Школу авторской песни «Ходынка», и наш бардовский коллектив выступал во Дворце Пионеров на Воробьевых горах. Также я выступала в других местах, а в 2014 году впервые пришла выступать в клубе «Археология» на Свободный микрофон.
Не стоит смотреть на Свободные микрофоны снисходительно. Есть такой миф, что Свободные микрофоны — это проба пера для начинающих, или что там некачественная музыка неумех и дилетантов-ноунеймов. Ничего подобного. На Свободные микрофоны часто заглядывают лауреаты музыкальных конкурсов, известные музыканты, артисты, члены союзов писателей и поэтов. Они там пиарятся, общаются, заводят связи. Однажды я выступила в Археологии в очередной раз, ко мне подошла редактор журнала о рок-музыке и предложила написать обо мне колонку. Ещё я там познакомилась с организаторами концертов и перформансов и неоднократно выступала с ними.
Как подготовиться к выступлению на сцене
Как подготовиться к выступлению и что нужно знать перед выходом на сцену — чек-лист:
- Составить список необходимых музыкальных инструментов и оборудования, что взять с собой. Например, гитаристам неплохо бы иметь при себе запасные струны, тюнер, ремень и так далее, вокалистам — микрофонную стойку, музыкальным группам — запасные кабели, адаптеры, батарейки.
- Подготовить подходящую одежду. Она должна быть удобной, соответствовать теме концерта или жанру. Если предполагаются активные действия на сцене, например танцы, желательно взять сменную одежду на переодевание.
- Взять воду и лёгкий перекус. Не всегда будет доступ к барной стойке, может быть очередь за водой, горло пересохло, а выходить через 1 минуту. Поэтому нужно иметь свою воду.
- Познакомиться и подружиться со звукорежиссёром. Это коллега, который поможет сделать отличный концерт. Важно хотя бы знать его по имени, благодарить его за любую помощь и отличную работу.
- Настроить инструменты заранее. Выйти на том же Свободном микрофоне, когда лимит времени 5 минут, и 4 минуты из них заниматься настройкой гитары — так себе практика.
- Если предусмотрен саундчек (проверка звука) — выбрать те композиции, которые позволят наилучшим образом проверить звук. Не стоит на саундчеке говорить «раз-раз» в микрофон и наигрывать случайные аккорды.
- Быть всегда готовым выйти на сцену. На сцену могут вызвать в любой момент, например из-за форс-мажоров и не приехавших других музыкантов.
- Познакомиться и подружиться с коллегами — музыкантами других групп, другими выступающими. Связи всегда полезны. Ни в коем случае не стоит смотреть на них свысока как на конкурентов!
- Не пить алкоголь. Алкоголь разрушает мозг, сознание и тонус. Лучше выпить воды. Нет ничего хуже в дупель пьяного артиста на сцене.
- Выбрать первой такую песню, которая заинтересует аудиторию. Ошибка выбирать скромную песню для распевки — уже начиная со второй песни аудитория перестанет внимательно слушать неинтересного музыканта и уткнётся в телефоны или личные разговоры.
- Поддерживать зрительный контакт. Важно петь именно для зрителей и слушателей, а не бубнить себе под нос.
- Уважать коллег. Если на каждого музыканта или коллектив выделено чёткое время — важно его придерживаться. Свободные микрофоны плохих организаторов грешат тем, что в самом начале те, кто был выпущен на сцену первым, поют по 5 песен по 30 минут, а те, до кого очередь дошла в самом конце, поют 1 песню 1 минуту и их гонят из почти пустого зала. Конечно же, последние музыканты будут проявлять недовольство к первым.
Как организовать свой концерт
Если на районе или в городе нет Свободных микрофонов, нет возможности связаться с организаторами или пробиться к ним — можно организовать свой концерт. И сделать это можно где угодно.
Например, гитарист-бард может договориться с районной библиотекой о том, что хочет исполнить свои песни, рок-группа — поинтересоваться у кафе и антикафе об условиях сотрудничества.
Итак, что нужно для организации своего концерта, чтобы в итоге достичь цели — попасть на сцену:
- Подготовить концертную программу. В неё нужно включить обязательный тайминг выступления и план. Например, какая песня после какой поётся.
- Платно или бесплатно. Об этом тоже нужно подумать. Многие начинающие музыканты предлагают бесплатные концерты. Это здорово, потому что позволит привлечь много людей. У бесплатности есть подводный камень, оборотная сторона монеты: то, что бесплатное — считается не очень ценным. Больше вероятности, что зрители в итоге не придут. Либо больше вероятности, что будет некий негатив в духе — «и зачем я время потратил на ваше г…но!». С другой стороны, если делать концерт платным — большие ставки на высокие заработки делать тоже не стоит. Выступление на сцене — это в основном всё же про творчество на первом месте, а потом уже про деньги.
- Продвижение. О концерте кто-то как-то должен узнать. Нужно набрать тех слушателей, которые с большей вероятностью придут — лояльную аудиторию. Если артист хочет серьёзный концерт — готовиться и продвигаться тоже нужно серьёзно — на протяжении года. Если артист хочет выступить в библиотеке, собрать друзей плюс друзей друзей — то это тоже делается не за день. Нужно минимум несколько месяцев прогревать аудиторию, знакомиться активно, чтобы хотя бы 2-3 человека пришли!
- Продвигаться можно в том числе в соцсетях при помощи таргетированной рекламы. Подробнее о таргетированной рекламе в этой статье.
- Определиться с временем и местом. Это можно делать параллельно с продвижением и другими мероприятиями. Если планируется договориться с заведением общепита — рестораном, баром, важно, чтобы было портфолио и уже какая-то аудитория на этом этапе. Так проще будет договориться. То есть можно администраторам ресторана предъявить — «Вот мои альбомы, вот моя группа в соцсетях, там 10 000 подписчиков, вот мои фанаты, они точно придут». По времени лучше выбирать будни и время после работы — так больше вероятности, что придёт больше людей. В будни днём у всех работа, в выходные — у всех планы, хобби и семья.
- Собирать портфолио: снимать видео, фото. Важно просить зрителей делиться фото и видеозаписями. Желательно нанять видеооператора, и чтобы он был в теме. Нужно его попросить, чтобы снимал не только выступающих, но и зал. Эти записи потом можно будет предъявлять организаторам крупных концертов, продюсерам, артистам — и так попасть на большую сцену.
Как попасть на большую сцену
Есть такой миф, что только через постель. Мол, шоу-бизнес грязное дело и без грязного белья не обойтись. Что всё куплено-перекуплено и только по блату.
Предлагаю разобраться. Что такое блат? Это нетворкинг. Это знакомства, то есть правильные разговоры с правильными людьми в правильном месте и в правильное время.
Есть такая теория 6 рукопожатий. Она о том, что каждый из нас знаком с абсолютно любым человеком на Земле через 6 знакомых и общих знакомых.
Пример: только начавший выступать на свободных микрофонах артист познакомился с организатором концерта, этот организатор знает именитого артиста-представителя эстрады, этот представитель эстрады — друг своего зарубежного коллеги по цеху, этот коллега по цеху знает кого-то в Голливуде, кто-то в Голливуде знает самого известного в мире режиссёра, который сейчас как раз ищет артиста себе в проект.
Как с этим работать: держать в фокусе цель, быть смелым, местами даже дерзким (в шоу-бизнесе скромность — порок!), учиться находиться креативный подход к людям.
Полезные материалы о нетворкинге:
Если есть цель — попасть на большую сцену, человек туда попадёт. Это должна быть не просто эфемерная мечта вроде «хочу играть в Голливуде», а реальная цель: с чётким планом, перечнем шагов к достижению, перечнем необходимых ресурсов.
Как попасть на сцену театра
Так же, как и в случае с музыкальными выступлениями, начинать с малого. В каждом городе есть любительские театры и театральные кружки. Там проводятся регулярные занятия. Их ведут преподаватели, у которых есть связи в театральной среде. Безусловно, самых талантливых студентов они будут продвигать.
Не обязательно поступать в театральное училище или бросать всё и пробоваться в театральный институт.
У меня была возможность играть в театре — однажды я попала на пробный урок в Театральную школу Александры Нероновой. Это сильная школа, там обучали не только актёрскому мастерству, но и вокалу — то есть я могла бы играть даже в мюзиклах! Что меня остановило: время и приоритеты. Я на тот момент не была готова отдавать театру всю себя, а театр этого требует.
Нужно ходить на занятия минимум 2-3 раза в неделю. Нужно к каждому занятию готовиться. Нужно посещать внештатные репетиции. Нужно уметь работать в команде. Форс-мажоры в духе «сегодня смогу, завтра не смогу» исключены: в спектакле играет вся труппа, там почти нет скамьи запасных, что кто-то волшебный возьмёт и подменит незадачливого безответственного актёра. Нужно вкладываться действительно по полной, на 200%-600%.
Если вы к этому готовы — вы обязательно попадёте на сцену театра.
Полезная статья для вас: Как научиться актёрскому мастерству
Как попасть на сцену как певец
Нужно начинать с малого. Сначала это может быть небольшая сцена, вроде Свободного Микрофона. Далее нужны 2 главные вещи:
- Промушн или продвижение. Пиар самого себя всеми способами. Концерты, выступления, альбомы, продажа музыки, покупка рекламы, создание личного сайта, продвижение на музыкальных площадках.
- Рост профессионализма. Если у певца ни голоса, ни волоса — провал обеспечен. Зрителям и слушателям важен качественный вокал, отлично, безупречно поставленный голос. Певцу нужно постоянно брать уроки вокала, совершенствовать, раскрывать свой голос в полной мере. Также нужно искать разные стили, пробовать себя в разном, развиваться творчески, а не петь один и тот же сингл 100500 раз.
Как попасть на сцену к артисту
Здесь снова на помощь приходит теория 6 рукопожатий. Каждый человек через несколько общих знакомых знаком с тем артистом, к кому он хочет попасть. Чтобы заинтересовать этого артиста, нужно прежде всего понимать востребованность себя как бэк-вокалиста или сопровождающего. Например, некоторые артисты никогда принципиально не берут никого себе в «напарники». Некоторые — наоборот постят в соцсетях, что они ищут как раз таких людей на бэк-вокал или подтанцовку.
Крайне важна «химия», то есть чтобы артисту и его сопровождающему вместе было комфортно работать. Также важен профессионализм сопровождающего. Просто так с нуля невозможно попасть ни к одному артисту. Нужно учиться, практиковаться, начинать всегда с малого.
Кратко если подводить итог всему этому — сразу с бухты барахты ничего не бывает. Истории, когда человек был никем, ноунеймом и на рассвете проснулся знаменитым — по большей части иллюзия. Только бесконечный труд, обучение, преодоление комплексов, страхов, умение общаться с людьми, несокрушимая вера в себя помогут попасть на сцену. Это касается всех видов искусств — будь человек певцом, музыкантом, поэтом, комиком или бизнес-тренером. Желаю удачи, успехов и веры в себя!
Приглашаю в мою ВК-группу, посвященную творчеству, а также на мой ТГ-канал о бизнесе и психологии!
Я очень хорошо пою но стесняюсь хочу попробовать себя на сцене е
Благодарю за комментарий! Всё получится, можно начинать с малого, с маленькой сцены или петь в компании, сначала в компании хороших друзей, которые поддержат, затем друзьям друзей, и так постепенно выходить на публику) Творческих успехов Вам!