В этой статье я собрала дельные советы и рекомендации практиков — писателей, которые уже сделали себе имя. Часть этих советов я пробовала на себе и положа руку на сердце могу сказать — они работают. Я не знаменитый пока писатель, но стремлюсь к этому. У меня есть публикации не только на самиздатовских онлайн площадках, но и на бумаге, в интернет-журналах, также у меня есть постоянные читатели и даже фанаты.
Если вы читаете мой материал, то скорее всего вы задумываетесь, как стать знаменитым писателем, поэтому вы здесь по адресу.
Определитесь как писатель
Писателем можно становиться в любом возрасте. Это большое ограничивающее убеждение, заблуждение, миф, что писателем нужно родиться или что надо писать с 3 лет, как заниматься балетом, когда девочек-балерин действительно обучают с 3 лет, чтобы сформировать им нужную гибкость мышц и подвижность суставов.
Не важно, кто вы — подросток, взрослый состоявшийся человек, пенсионер — вы можете стать знаменитым писателем. Не важно, где вы родились, где живёте, какую школу окончили, какого вы пола — вы можете стать знаменитым писателем. Вы. Можете.
Писатель должен обладать сильной волей и умением завершать дела до конца. Написать книгу — даже рассказ или повесть, не говоря уже о романе — для этого нужна большая смелость и самоорганизованность. Ещё б’ольшая смелость нужна, чтобы начать показывать свои произведения хотя бы ближнему кругу и грамотно воспринимать критику.
Знаменитыми писателями обычно становятся люди, у которых с писательством всё серьёзно. Которые не могут не писать. Которые не просто сели попробовать написать книжку — а живут книгой, дышат ею. Которым нужно писать, потому что душа просит — а вовсе не из-за мыслей, что за счёт писательства можно заработать.
Сначала идёт такой аспект, как «Быть«. Потом уже — «Делать» и «Иметь«. Слава, гонорары, поклонники — это побочный продукт. Быть писателем до мозга костей, дышать желанием писать, гореть громадной внутренней мотивацией, видеть во сне сюжеты своих книг, ежеминутно вести внутренний (а иногда и внешний) диалог со своими героями — вот такие немного безумцы и становятся знаменитыми писателями.
Получайте любое образование
Ещё один миф связан с образованием. Нам вдолбили в голову, что чтобы стать писателем — надо обязательно поступать на литературный. Ничего подобного. Многие писатели по образованию даже не гуманитарии — инженеры, технари, физики-ядерщики. И это не мешает им быть знаменитыми писателями.
Да, конечно, если вам повезло поступить или закончить литературный факультет — это даёт определённые бонусы в виде понимания матчасти, даже иногда определённые хорошие связи, доступ к коллегам, редакторам, издателям. Но не более того. Но это также даёт зашоренность. Вы начинаете делать всё по канонам, по правилам, боясь от них отступать. Вам тяжелее выработать свой стиль.
Вам подойдёт любое образование. Более того — вам подойдёт учиться всегда, всему и везде. Станьте вечным студентом. Изучайте мир, людей, наблюдайте за человеческими взаимоотношениями. Интересуйтесь тем, что вам нравится, смотрите семинары, читайте книги. Ваш жизненный опыт — это ваше образование.
Жизненный опыт получайте каждый день. Наблюдайте. Ходите на прогулки, путешествуйте. Занимайтесь разными хобби. Осваивайте новое. Ставьте цели всё попробовать — в хорошем смысле, разумеется (речь не о всех в мире сортах водки!!! Хотя и это тоже можно — уж как посмотреть… 🙂 ))
Читайте книги
Читайте, читайте и ещё раз читайте. Ваша начитанность должна равняться в среднем 100 книгам в год. Иначе вы не сможете выработать ту насмотренность и глубину мысли, которая нужна, чтобы стать знаменитым писателем.
Читайте литературу различных жанров. Художественную, профессиональную. Читайте вдумчиво, внимательно. Читайте жадно. Наслаждайтесь. Поглощайте. Учитесь у идей других писателей и авторов. Но не воруйте эти идеи — нет ничего хуже посредственно сляпанного-сдёрнутого фанфика про попаданцев или очередной неумелой низкокачественной пародии на несчастного Гарри Поттера.
Но «Гарри Поттера» Джоан Роулинг вы обязаны прочитать. Чтобы научиться. Чтобы получить насмотренность. Потому что Роулинг — знаменитый писатель. Вы должны открыть её секрет — что позволило ей стать знаменитой. Вот чему вы должны научиться у Гарри в Хогвартсе.
Можно для начала воспользоваться списком 200 книг BBC, рекомендованных к прочтению каждому — на ближайшие 2-3 года вам хватит.
Несколько полезнейших книг, с чего начать изучать писательское мастерство:
- Анджела Акерман «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов»
- Николай Кононов «Автор, ножницы, бумага»
- Стивен Кинг «Как писать книги»
- Кэти Уэйланд «Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю»
- Урсула ле Гуин «Парус для писателя»
Пишите что угодно
Набивайте руку. Пишите. Много. Каждый день. Не важно — что. На первых порах действительно неважно.
Мне очень помогли прокачаться текстовые ролевые игры. Когда мы с товарищами по интернету переписывались, изобретая персонажей, сюжеты, диалоги, всякие события. Некоторые из этих текстовых литРПГ превратились потом в самостоятельные произведения, вполне себе приличные, которые пока дожидаются моей редактуры.
Выполняйте упражнения по писательству. Делайте зарисовки. Описывайте природу, пейзаж, людей. Что угодно. Эта техника называется фрирайтинг, freewriting — свободное письмо. Это могут быть сюжетные рассказики, очерки на 1 страничку, либо… повести страниц на 200, как это было у меня. Циклы повестей. Дневник. Блог.
Отличное упражнение — вести блог. Подходит любая площадка: Вконтакте, Ливжурнал, даже Яндекс.Дзен можно приспособить под эту цель. Блог — ваш тренировочный полигон. Вам не обязательна на первых порах слава и обратная связь читателей: вам важнее расписаться, набить руку.
Начинайте показывать
Не бойтесь показывать те ваши написанные вещи, которые считаете наиболее удачными. Покажите сначала родным — маме, папе, мужу, жене, бабушке, коту. Это ваши первые читатели. Оцените их реакцию.
Тут стоит оговорить один тонкий момент. К сожалению, не все родители (мужья, жёны и другое близкое окружение) всерьёз будут воспринимать ваше стремление стать писателем.
Если вы получили такую обратную связь, а также упрёки родных в стиле «нашёл чем заниматься, лучше бы пошёл на фабрику работать, чем писульки эти дурацкие» или ещё хуже — «твои писульки от дьявола, они навлекут беду на всю нашу семью» — перестаньте показывать родным. Показывайте другим людям.
Покажите друзьям. Сначала тем, кому доверяете. Потом — тем, с кем менее знакомы, но кто вам симпатичен и сам попросил, заинтересовался. Не будьте излишне навязчивым, но и не пишите в стол. Когда меня просят показать мои написанные произведения, я присылаю либо книгу, либо даю ссылку на 1 вещь, при том что у меня написано несколько десятков. Если человек просит ещё — даю ещё. Я уважаю время других людей и благодарна, что они посвящают его моим книгам.
Вполне возможно, вы столкнётесь с критиками и троллями. Не бойтесь их. Внимательно смотрите, что они вам пишут. Воспринимайте их как таких интересных ползающих насекомых. Троллей и несправедливых критиков, я имею в виду. Помните поговорку: «Собака лает — Генерал идёт». Вы — генерал. Тролль — собака.
Если вам дали конструктивную обратную связь, поблагодарите этого человека от души. Скажите, что для вас очень ценно, что он не пожалел своего времени и внимания и почитал вас. Критика не всегда правдива и обоснована, не истина в последней инстанции, не руководство к действию. Критика — это дополнительная информация для анализа, только и всего. А ещё это показатель, что вы постепенно становитесь знаменитым. Вчера вас никто не знал — а сегодня вас уже прочитали и отписались. Даже если отписка в стиле «б…ский аффтар выпей яду твой п…нутый рассказ — х…ня е…ная полная».
Не стремитесь переделывать всё подчистую, если кто-то забраковал вас. Подумайте, что в критике действительно относится к вашим ошибкам, а что — к ошибкам критика. Будьте строги не только к себе, но и к критикам. Будьте лояльны, терпеливы не только к критикам, но и к себе. Соблюдайте такой баланс. Со временем вы научитесь.
Не сдавайтесь и не опускайте руки
Ни при каких обстоятельствах. Будет тяжело. Разным людям — в разном тяжело. Будет ломка. Приведу примеры своих трудностей и ломок:
- забрасывала рукопись на недели, потому что мне казалось, что там очень скучный эпизод, и мне лень его было описывать — прокрастинировала;
- мучилась совестью, что пишу медленно — хочу писать повесть объёмом в 300 страниц за месяц — а получается за три;
- страшно показывать людям на почитать;
- неприятно, когда какой-то придурок делает комплимент лишь тому, что я пишу без орфографических ошибок, но при этом задаёт дурацкие вопросы вроде «почему секретные агенты друг друга зовут не по именам»;
- переживала, что ничего не получится, никто не будет читать, никому не будет интересно, что я пишу — потому что конкуренция дикая, а меня никто не знает;
- переживала, что никто не будет читать меня, потому что у меня нет литературного образования;
- не знала как и не умела редактировать свои книги, не понимала, какие у меня ошибки и как научиться их увидеть самой, прежде чем краснеть перед редактором или читателями.
У каждого начинающего писателя — свой набор трудностей, таких вот «демонов», с которыми нужно побороться. Два самых главных демона — Лень и Страх. Побеждайте их. Вы справитесь. Не сдавайтесь!
Сначала напишите своё хотя бы что-то одно
Не вздумайте редактировать по ходу. Это гиблое дело. Вы завязнете. Сначала напишите книгу (рассказ, повесть), потом дайте ей отлежаться. И только потом редактируйте.
Не вздумайте начинать 10, 50, 100 книг (рассказов), не закончив хотя бы одно. Куча начальных глав так и не завершённых проектов — нет ничего более демотивирующего. Беда многих новичков, кто хочет знать, как стать знаменитым писателем — как раз куча таких вот незавершёнок.
Не вздумайте под копирку писать под копирку. То есть копировать чужое в квадрате. Да, сейчас популярны комиксы Марвел, Бэтмен, Джокер, Халк, Мстители, а также Гарри Поттер. В одно время популярны были вампиры из саги «Сумерки». Многие новички руководствуются вполне понятной логикой, когда пишут очередной фанфик про попаданца в Хогвартс, знакомство с Гарри или дементорами, или когда пишут кроссовер из Бэтмена, Бэллы из Сумерек и Хогвартса. Логика — что раз это популярно, то сделает популярным и их. Ничего подобного. Читатели устали уже от низкосортных попаданцев. Читатели устали от очередных копирок Гарри или Супермена.
Не надейтесь, что редактировать за вас будет редактор в издательстве. Редактор не редактирует. Он принимает решение, достойна ли ваша рукопись быть представленной читателям, или её можно выбросить в корзину. Редактор может предложить какие-то финальные незначительные правки на этапе, когда он уже определился, что вы подходите. Учитесь редактировать сами.
Например, вы многому научитесь, если посмотрите видео Литературного Объединения «Щеглы» и мастер-классы Ирины Щегловой.
Начинайте пиариться
Объявляйте, что вы писатель. Презентуйте себя как писатель. Пишите в социальные сети отрывки из ваших книг. Делитесь полезными ссылками на статьи и книги о писательстве, отзывами на прочитанные художественные книги.
На оффлайн мероприятиях, знакомясь с людьми, представляйтесь, что вы писатель. Побольше посещайте неформальные тусовки. Общайтесь вживую с коллегами. Да, можете нарваться иногда на завистников и недоброжелателей — но о вас узнают быстрее.
Участвуйте в литконкурсах. Даже если не завоюете первое место — уже выиграете: получите опыт. Получите даже некоторое портфолио, особенно если пробьётесь в лонг или шорт лист.
Предлагайте друзьям почитать их произведения, оставить отзыв — в обмен на то, что они оставят отзыв и вычитают вас. Если ваши друзья где-то издаются, учитесь у них, смотрите, как они пиарятся. Многие писатели устраивают презентации в библиотеках.
Побольше выплёскивайте мир ваших книг. Рисуйте героев, пишите про них стихи, музыку, песни. Подбирайте тематические картинки, делайте буктрейлеры, рассказывайте. Но не с позиции — «ах какой у меня крутой герой» (нарвётесь на вполне справедливые упрёки в самомнении и эгоцентризме) — а с позиции, что вас затронула такая-то и такая-то проблема, тема, событие, ситуация, и вы описали её в своих книгах.
Участвуйте в творческих вечерах. Ходите на них, читайте отрывки из своих книг. Подавайте их в виде перформанса, играйте роли, берите реквизит. Это всегда необычно и завораживает.
Подружитесь с ролевиками, реконструкторами, если пишете в жанрах фантастики, фэнтези, альтернативной истории. Предложите идею организовать шоу или ролевую игру, театрализованную постановку по вашим сюжетам. Такие мероприятия существенно расширят круг ваших читателей и известности и принесут вам если не славу, то колоссальный опыт и портфолио — точно. А также драйв, кайф, радость и вкус жизни.
Объединитесь с музыкантом, художником. Предложите художнику написать рассказ по картине, ему — нарисовать вашего персонажа, музыканту — написать песню по вашей книге. Возможно, вы даже найдёте единомышленников, вместе с которыми сможете поставить спектакль по вашей книге. Ведите видео блог, зачитывайте отрывки из книг, рассказывайте о процессе написания, делитесь советами, открытиями, инсайтами.
Вывод
Как стать знаменитым писателем — это всё в ваших руках. Вы можете писать то, что модно, гламурно, попсово, то есть поставлено на конвейер (вроде женских романов) — но только если вам это нравится. Тогда ваша аудитория будет очень большой.
Если вам это претит и вы пишете, допустим, интеллектуальные детективы — вы тоже станете знаменитым, в своих кругах. Рано или поздно вы найдёте своего читателя — будьте настойчивы. Верьте в себя. Трудитесь. Много читайте и много пишите.