Эту статью с описанием интереснейшего красивого пешего маршрута подготовил Илья Халтурин, путешественник, житель Урала, который очень хорошо знает эти места. Статья будет полезна всем, кто интересуется природой Свердловской области и хотел бы узнать о незаезженных местах, о которых не рассказывает ни один гид. Такая инсайдерская информация из уст человека, отлично знающего маршрут, поможет открыть для себя в процессе походов, прогулок и путешествий самые необычные впечатления!
Также в статье описаны моменты, которые нужно взять на вооружение: например, не всегда погодные условия такие, какие мы заказываем, а также бывают форс-мажоры. Но если быть ко всему готовым — приключение получается замечательным! Со временем неприятные впечатления сглаживаются и остаётся очень даже приятное послевкусие, чувство гордости — «Я смог(ла)! / Мы смогли!!!» 🥰
Поездка в посёлок Слобода на Чусовую
17 июня 2024 года у меня состоялся поход, который был признан мною неудачным по всем параметрам. Почти по всем.
Сразу отмечу, что мне надоело уговаривать знакомых и товарищей поехать со мной, так как слушать отказы, а в случае согласия, идти на многочисленные компромиссы и ограничения, мне надоело. В целом я не пожалел о том, что поехал один. В другой раз сделаю также.
Замысел похода состоял в следующем. Начав движение с жд станции Коуровка, пройти через посёлок Слободу, Аннушкин мост через реку Чусовую и по левому её берегу достичь деревни Каменка, затем пройти Нижнее село и выйти к деревне Трёка. Общая протяжённость не должна превысить 20 километров, а время особо не ограничено, разве что темнотой. Переночевать я планировал в Трёке на берегу Чусовой. Благо там красивые места, скалы-бойцы по обеим сторонам реки, а также поляны и лесополосы.
В 12:25 следующего дня планировал уехать из Трёки на автобусе до Первоуральска (около 60 км), оттуда уже на электричке в Екатеринбург, на метро до автовокзала и на привычном автобусе домой, в Полевской.
Про Полевской и его достопримечательности узнать можно подробно из этой статьи!
Путь от Полевского начал в 6:40 – время отправления автобуса в Екатеринбург. До приезда в Коуровку на электричке рассказывать особо нечего.
Поход продумал и просчитал, как мне казалось, досконально, даже распечатал на бумаге карту, чтобы меньше трогать телефон, так как он не нов и быстро садится его аккумулятор.
Наручных часов я не ношу, потому телефон планировал использовать как часы и как фотик.
Со станции Коуровка, на которой по традиции сфоткал здание жд вокзала 1909 года постройки (очень красивое деревянное здание, самое старое в посёлке), начал путь в 10:30.
Несколько км по асфальтированной дороге с машинами до автобусной остановки в селе Слобода (основано в 1651 году).
Далее о подвесному мосту через Чусовую в другую часть посёлка, которая расположена на каменной возвышенности. Её подковой огибает Чусовая. Красивейшие виды! Даже мутная вода речки не особо портит впечатление. Пройдя клуб и церковь Святого Георгия (1806 г.), подошёл к колонке с водой. Но то ли она была без воды, не то сломана, воды я не увидел. Хорошо, что мои ёмкости были заполнены на сто процентов!
Солнечный часы, состоящее из столбиков с цифрами (часами) и большим столбом (стрелкой), на удивление показывали почти точное время! Тень падала на столбик с цифрой 11.
Отсюда раскидываются виды на величественную реку Чусовую в обе стороны, её скальные берега и изгибы, её сверкающую на солнце рябь и спокойное течение.
Далее вдоль единственной Советской улицы прошёл дома и домики, вышел к полю и по дороге побрёл к лесу, который спускается к набережной Чусовой.
Надо сказать, что я шёл быстро, рюкзак тяжёлый, а солнце нещадно палило. Совокупность этих обстоятельств и сыграла вскоре злую шутку.
Живописная тропка на возвышенном берегу реки ожидаемо вывела меня к знакомому подвесному Аннушкиному мосту.
С радостью перейдя его, на левом берегу организовал себе первый (и последний) перекус. Уже сделал несколько красивых фото и видео, которые окажутся почти единственными со всего похода. Однако была мысль снимать небольшие видео, чтобы дома смонтировать клип на свою же песню «Чусовая» 2017 года записи.
С этого момента я почувствовал головную боль. Однако пошёл в выбранном направлении по узкой тропинке вдоль реки, поставив цель дойти до Каменки. А это около 6 км.
Вскоре тропинка, и без того перегороженная поваленными деревьями, которые приходилось пролезать на корточках или перепрыгивать, стала едва заметной и завела меня в непроходимый бурелом на берегу. Явно рыбачье место, судя по бутылкам и банкам из-под консервов. Высоченная трава, где я опасался не только клещей, но и змей, скрывала едва заметный резкий обрыв с берега прямо в воду. Искал обходной альтернативный путь. А вдруг я пропустил развилку? Нет, всё тщетно. Слева высилась отвесная скала, подняться на которую не давал заваленный падучим лесом овраг. Других торопок рядом не было.
Сконфуженный и обескураженный я в итоге плюнул и развернулся, вернувшись к Аннушкиному мосту.
Перешёл на правый берег Чусовой и пошёл уже вдоль него.
А адская жара всё же дала о себе знать. Головная боль усиливалась. Волнообразно накатывала слабость и тошнота. Прибавляли усталости тяжёлый рюкзак и палатка в руках, которую всё же прифигачил к рюкзаку, дабы высвободить руки.
Вдоль правого берега прошёл несколько км. Открытые участки под палящим солнцем давались всё труднее. Шёл быстро, чуть ли не перебежками. У подножия очередного подъёма встретился вытекающий из чащи густого леса (а там тайга на много-много километров) игривый ручеёк с прозрачной водой. Такому подарку я был несказанно рад. Запаха у воды не ощутил. Опустил руки, полил голову, лицо и шею, обновил воду в одной из ёмкостей.
Однако, преодолев подъём, выйдя на подобие смотровой площадки, почувствовал, что сил дальше идти тупо нет. Тошнота и слабость перекрывали восторг от созерцания раскинувшейся панорамы. Здесь из последних сил я сделал последние фото.
Дорога под палящими лучами то вверх, то вниз так меня вымотала, что я лёг на пенку и стал думать, как быть дальше.
Тропка шла и далее, но становилась всё тоньше и незаметнее, а до села ещё 3-4 км. Если далее бурелом – миссия провалена.
А если тропка выведет к селу, то оно на другой стороне реки, а мне во что бы то ни стало необходимо будет попасть на другой берег. Но как? Мостов нет, броды залиты разлившейся рекой. Впрочем, можно спуститься к реке, раскинуть палатку и переночевать здесь. Но так рассуждать хорошо в здоровом состоянии.
Последней каплей стали три снятых с одежды клеща. Сколько бы ни брызгался репеллентом, сколько бы не осматривался и не остерегался травы (шёл строго по тропе), неизвестно, сколько их на мне сидит ещё и сколько нацепляю по дороге.
Уточнив расписание (благо сфотографировал его непосредственно на станции перед началом движения, на всякий случай), понял, что если не успею на электричку отправлением в 17:41, то следующая только в 20:14. Стало быть, домой не попаду, так как автобус от Екатеринбурга до Полевского в 21:58. Из этого вытекало, что следовало очень поторопиться. Поторопиться? Каким образом? Силы на исходе, общее состояние – скорее на диван в прохладу с тонной воды под рукой, тяжёлый рюкзак, тошнота с головной болью и адски палящее солнце…
Шёл буквально на автопилоте. Да, быстро. Открытые участки тропы (полянка живописная, благоухающая травяными и цветочными ароматами) давались тяжело. Благословенная лесная тень спасала. Запах хвои, который я так люблю, к сожалению, не сильно восхищал. Обилие красавиц-стрекоз и бабочек разных цветов, как из сказки или из какого-то мультфильма, тоже в такие моменты восторга не вызывало.
Только бы успеть! Тропа до Аннушкиного моста казалось бесконечной. На стоянке возле подъёма на мост я немного полежал на огромном, широченном бревне без коры, которое, очевидно, не один год уже служило местом отдыха – настолько отполировано пятыми точками туристов.
Следующий участок тенистого пути, со смотровых площадок которого раскидываются шикарные виды на долину реки в обе стороны, преодолел особенно быстро.
Перед выходом на открытую всем ветрам (побольше бы ветров!) и солнышку улицу Советскую присел на ещё одно удобное бревно, являющееся собственностью муравьёв. Кстати, муравьи в этих местах огромные! Особенно на скальных обнажениях! Бегают деловито, не обращая внимания на таких, как я. А я и дул на них, и брызгал водой, и трогал пальцем – продолжают, как ни в чём не бывало, делать свои дела.
Обратный путь преодолевал на автопилоте. Буквально промчался по Слободе мимо церкви, колонки и замедлился только на качающемся подвесном мосту. Преодолев мост, глядя с завистью на купающихся мальчишек, дошёл до остановки автобуса. Присел, сделал глоток воды, выдохнул, поглядел на время и понял, что до станции совершать привалы делать больше нежелательно. Да в общем-то до станции и не было подходящих для этого уголков или тенистых местечек. Разве что свернуть с дороги к Чусовой, на что времени явно не хватало.
На станцию Коуровка я пришёл буквально за 10 минут до появления электрички! И тут новое препятствие – товарняк! Заехав на станцию, он остановился так, что загородил доступ к пассажирской платформе. Моста через пути нет. Когда я подошёл к мосткам через пути, то оказался на середине длины состава. Пришлось бегом из последних сил бежать в сторону электровоза, так как с его стороны было обойти всё же ближе. Три секции ВЛ11, пышащие электрожаром, стояли прямо у выходного светофора со станции, на котором проглядывался зелёный цвет. То есть, в любой момент он мог тронуться с места. Я обошёл железную машину за 50 метров спереди, так, чтобы хоть кто-то из локомотивной бригады меня видел.
И спустя буквально 20 секунд он дал сигнал к отправлению и тронулся, пустив громкую тяговую волну по составу. Повезло же мне, блин!
Я даже успел купить билетик в кассе вокзала, в котором царили полумрак и духота.
И только спустя ещё минут пять мой электропоезд ЭТ2М красного цвета, состоящий из четырёх вагонов, прибыл на станцию.
Небольшая населённость вагонов, открытые окна, приятные покачивания, столь знакомые с детства и любимые мною звуки движения электрички и отсутствие прямых солнечных лучей постепенно, в течение полутора часов, привели меня в чувство.
Что касается итогов похода, то очевидно, что жару я переношу плохо и очень плохо. В такую погоду мне лично в походы выбираться противопоказано.
И ни на какой юг, наверное, в этой жизни я не поеду. Эх!
Посчитав пройденное расстояние по Яндекс-картам, увидел цифру примерно в 20 км. Ирония в том, что если бы была тропа и не-жара, то весь путь до деревни Трёка, конечного пункта, как раз укладывается в те самые 20 км!
Готовясь к поездке, прочитал про деревню с сайта «Ураловед»: «Здесь энергетика особая… Некоторые, кто приезжает сюда впервые, доходят до середины моста и разворачиваются обратно — не пускает их деревня — значит, недобрые люди. Другие же, напротив, приехав однажды, остаются здесь жить», — рассказывают местные жители.
Что ж, в этот раз деревня Трёка меня к себе не подпустила даже на дальние подступы. В моих оптимистичных планах всё же в будущем завершить этот гештальт, пройдя по другим дорогам и тропкам, коих на нашем могучем и живописном Урале считать-не пересчитать!
Больше интересных статей про Урал и путешествия по Уралу: