Королева детективов Агата Кристи прославила этот к тому времени уже прославленный поезд в самом известном романе «Убийство в Восточном Экспрессе«. По этому роману был снят фильм. Реальный поезд стал таким образом своеобразным персонажем детектива. Разберемся, что это за поезд — Восточный Экспресс, его маршрут и экскурсионный тур, сколько стоит билет и его историю.
Поезд Восточный Экспресс: история
Восточный Экспресс — ныне туристический, а ранее пассажирский поезд класса «Люкс». Чтобы сразу снять недоразумения, поясним, что Восточный Экспресс — это не один-единственный поезд. Восточным Экспрессом называлось международное железнодорожное сообщение между Европой и Азией. Таким образом, Восточный Экспресс — это бренд.
Владелец Восточного Экспресса — компания Orient-Express Hotels, основанная Жоржем Нагельмакерсом, после того как он основал Общество спальных вагонов. Впервые поезд пошёл по своему маршруту Париж — Стамбул в 1883 году.
В этом поезде путешествовали императрица Елизавета Вторая, Шарль де Голль, Мата Хари, Марлен Дитрих, Лев Толстой, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак и конечно же сама Королева детектива Агата Кристи. Хороший писатель всегда пишет, опираясь на свой жизненный опыт, даже если пишет вымышленную детективную историю, а не научную работу.
Появление Восточного Экспресса связано с потребностями в комфортабельных скоростных поездах, способных преодолевать быстро расстояния в несколько стран. До Восточного Экспресса особым спросом пользовались поезда предпринимателя Джорджа Пулмана — знаменитые пулмановские вагоны. В 1867 году начал курсировать поезд Париж-Вена.
«Отец» Восточного экспресса, предприниматель Жорж Нагельмакерс решил создать европейскую люксовую сеть поездов. Он основал компанию Compagnie de Wagons-Lits (Общество спальных вагонов) в 1872 году и стал поставлять спальные вагоны для европейских маршрутов, договариваться с главами государств, чтобы поезд мог пройти по их территории. Поезда, которые отвозили эти вагоны в пункты назначения, стали называться курьерскими. Позже спонсором компании Нагельмакерса стал король Бельгии Леопольд II.
Обстоятельства на политической арене благоприятствовали появлению маршрута будущего Восточного Экспресса. В Османской империи расширялась сеть железных дорог от Салоников и Стамбула до Европы. Получившее независимость княжество Болгария построило развязку. Румыния и Сербия, освобождённые от турков, продолжали строительство железнодорожных развязок на своей территории.
В феврале 1883 года был заключен контракт на создание Восточного экспресса. Отправился поезд в первую поездку 5 июня 1883 года от Восточного вокзала в Париже.
Поезд ходил 2 раза в неделю по маршруту Париж — Джурджу, от Джурджу пассажиры плыли паромом по Дунаю до Русе, пересаживались на Румелийскую железную дорогу, ехали до Варны. Там перевозками занималась судоходная компания Австрийский Ллойд и доставляла в Константинополь. Общее время в пути из Парижа в Стамбул (тогда Константинополь) составляло 81 час 40 минут.
Compagnie de Wagons-Lits обеспечивала поезд 2 спальными, 2 багажными вагонами, вагоном-рестораном с газовым и электрическим освещением, паровым отоплением и воздушным тормозом Вестингауза. В каждой стране, которую проезжал поезд, предлагались блюда местных кухонь, фольклорные выступления. Румынский король Кароль I принимал путешественников в своём замке Пелеш.
Постепенно, пока строились дороги, маршрут удлинялся, совершенствовался. Удалось организовать непрерывное движение до Стамбула, без всяких паромов. Конечная остановка поезда — вокзал Сиркеджи в Стамбуле. В 1888 году время в пути уже составляло 67 часов. За это время поезд преодолевал почти 3 000 км — немыслимый рекорд для конца XIX столетия.
Восточный Экспресс называли Королём поездов, Поездом Королей. Он связывал Париж с портами и городами Средней, Восточной Европы, Балканского полуострова. Маршрут пролегал по диким девственным местам — мимо гор, лесов, рек, ущелий.
Между войнами Восточный Экспресс пережил период расцвета. В 1920-х годах он был модернизирован. Привлекались лучшие художественные студии для работы над дизайнов купе и вагонов. Интересно, что перемирие после Первой мировой было подписано в одном из вагонов Восточного Экспресса.
Поезда Восточного экспресса пережили две войны, попадали в катастрофы, неоднократно маршруты останавливались. Восточный Экспресс курсировал во время железного занавеса, соединял Мюнхен, Вену, Бухарест, Будапешт. В 2009 году все маршруты закрыли и выключили из расписания, потому что возросла стоимость эксплуатации, появились самолёты, людям стало удобнее перемещаться быстро, а не с шиком. Вагоны отправились на свалку.
Но уже с 1970-х годов туристические компании занимаются восстановлением старых маршрутов, по которым курсируют туристические поезда и носят название Восточного Экспресса.
Энтузиасты, в частности Джеймс Шервуд, владелец компании Venice Simplon Orient Express, отреставрировали часть составов, пустили на рельсы. Поездка в этом поезде — путешествие во времени, ведь поезд — символ роскоши и высокого класса. Вагоны украшены натуральным красным деревом, кожей, сиденья имеют обивку генуэзского бархата, в спальных вагонах шёлковые простыни и шерстяные одеяла. Интерьер выдержан в традициях эпохи в стиле арт-деко. Хрустальные люстры, живопись Делакруа и других известных художников на стенах вагонов.
Поезд Восточный Экспресс — экскурсионный тур
Один из таких Восточных Экспрессов курсирует по маршруту Анкара — Карс, в Турции. Это примерно 1 300 км, время в пути — 31 час 40 минут до Карса и 32 часа 37 минут обратно до Анкары. Карс — это город на границе с Арменией. В поезд помещается 120 путешественников. Цена билета по последним данным 650 лир или $700.
Поезд делает остановки в нескольких интересных турецких городах, где можно погулять — остановки бывают до 3 часов. Его маршрут проходит через города Илич, Эрзинджан, Эрзурум, Диврини, Бостанкой в провинции Сивас.
Расписание этого поезда Восточный экспресс: по средам и пятницам в 15:55 по местному времени из Анкары, по пятницам и воскресеньям в 22:20 по местному времени из Карса.
На этот тур билеты лучше покупать за несколько месяцев и делать это на официальном сайте компании TCDD.
Модернизированные поезда компании Venice Simplon Orient Express сегодня курсируют по маршрутам Лондон — Венеция, Париж — Венеция, Венеция — Вена. Это поезда с антикварной отделкой, пятизвёздочные отели на колёсах. В купе есть ванная с горячей и холодной водой. Дворецкий обслуживает круглосуточно. В поезд можно организовать доставку цветов, оркестр и даже заказать проведение квеста. Поезд располагает своей библиотекой с редчайшими изданиями.
Современный Восточный Экспресс компании Venice Simplon Orient Express имеет 89 двухместных купе и 16 одноместных, 3 вагона ресторана и вагон-бар. У каждого вагона свой уникальный интерьер.
Вагон-ресторан 4095 оформлен в восточном стиле. 4110, который называется «Северная звезда», украшен искусной резьбой по дереву. Вагон 4141 оформлял Рене Лалик в стилистике 20-х годов. Интерьер навеян лазурным берегом и отделан стеклянными панно. Есть отдельный вагон-бар, его проектировал дизайнер Жерар Галле в стиле ар-нуво.
В поезде нельзя ходить в casual одежде, например в джинсах. В вагон-ресторан можно войти только в вечернем дорогом платье или в смокинге с бабочкой. Кухня, разумеется, самая изысканная. Блюда готовят по столетним рецептам, винная карта — лучше, чем в лучших французских ресторанах.
Цена билета: от £4 120 до £11 603 (фунтов стерлигов). Цена зависит от типа купе — одноместное, двухместное, люкс, гранд-люкс. Также чем дольше поездка, тем выше стоимость.
Поскольку такие билеты могут позволить себе успешные и состоятельные люди, Восточный Экспресс активно используется для деловых знакомств и установления связей.
Поезд Восточный Экспресс — маршруты
Основной маршрут — Париж — Стамбул. Популярные современные маршруты: из Лондона в Венецию, из Парижа в Венецию, из Москвы в Пекин. Некоторые маршруты ходят до Стокгольма и Копенгагена.
Раз в год поезд идёт от Парижа до Константинополя. Этот маршрут пользуется особым спросом, билеты на него бронируются на несколько лет вперёд. Настоящая культовая поездка, перемещающая в атмосферу роскоши 20-х годов, длится 6 дней.
Из Парижа поезд едет в Страсбург, затем в Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест и так приезжает в Стамбул.
Поезд по маршруту Москва-Пекин собран из аутентичных вагонов. Они были переданы России в 1993 году и восстановлены на Тамбовском заводе.
Сейчас многие туристические компании предлагают свои маршруты. Свой Восточный Экспресс есть даже в Японии и в Африке. В ЮАР он называется «Синий поезд».
Так, например Симплонский Восточный экспресс курсирует из Лондона в Венецию, либо из Лондона в Париж и из Парижа в Венецию. Он же едет в Вену, Берлин, Прагу, Будапешт, Стамбул. Есть также отдельные маршруты в Великобритании, Шотландии, Азии.
Восточный Экспресс: маршрут поезда на карте
Восточный Экспресс: фото реального поезда
Интересные факты о поезде Восточный Экспресс
Французский композитор, автор электронной музыки Жан Мишель Жарр посвятил поезду одноименную композицию «Orient Express».
Восточный Экспресс фигурирует в романе Яна Флеминга «Из России с любовью» о Джеймсе Бонде и в одноименном фильме.
История в стиле детектива или даже боевика имела место в действительности. Однажды на поезд напали турецкие разбойники. Они потребовали выкуп за пассажиров. Когда выкуп был доставлен, разбойники исчезли. Разумеется, с деньгами.
История в стиле шпионского романа тоже имела место. Поезд называли Экспресс шпионов. Передвигаться на нём секретным агентам было особенно комфортно: можно было проехать незамеченным через всю Европу. Этим пользовалась Мата Хари. Английский разведчик Первой мировой войны Роберт Баден-Пауэлл ездил на этом поезде и выдавал себя за энтомолога, собирающего образцы чешуекрылых. Наброски форм и цветов крыльев бабочек были закодированными изображениями фортификаций вдоль побережья Далмации.
Поезд Восточный Экспресс фигурировал в фильме Альфреда Хичкока «Исчезнувшая женщина» и фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» по роману Брэма Стокера.