Не нужно быть завсегдатаем Лондонской недели моды, чтобы понимать, насколько для нашей репутации и успеха важна одежда, которую мы выбираем. Наша одежда посылает мощные сигналы окружающим, формируя у них восприятие нас как личности.
Многие ли действительно понимают психологию того, как люди на улице или в офисе интерпретируют наш выбор гардероба, и как это впечатление может отличаться от того, которое мы пытаемся передать?
Множество психологических опросов выявило влияние выбора одежды на то, как мы воспринимаем друг друга, а эксперименты показали удивительные результаты. Тонкое разнообразие в одежде может повлиять на нашу способность привлечь партнера.
Одетое познание
Связь между одеждой и восприятием лежит еще глубже. То, что человек носит, напрямую влияет на его мысли и поведение. Социальные и психологические аспекты одежды больше связаны с ее выбором, чем может показаться на первый взгляд.
Существует феномен, который ученые назвали «одетым познанием». Это научный термин, обозначающий идею, что одежда влияет на то, как мы думаем. Теория гласит, что одежда, которую мы носим (или которую носят другие), на самом деле меняет наши мыслительные модели.
На протяжении веков платье было символом статуса номер один. Одежда или костюм сообщали людям, какое место человек занимает в обществе, сколько он может себе позволить и какая у него профессия.
Определенные цвета (например, фиолетовый) и ткани (например, шелк) предназначались для королевских или элитных классов. Рабочие откладывали все свои деньги, чтобы купить фиолетовое платье или аксессуар, чтобы попытаться улучшить свое положение. Одежда была не только символом статуса, но и средством передвижения в обществе.
То же самое верно и сегодня. Одежда стала неотъемлемой частью нашего общества. То, что человек носит, сигнализирует другим, кто он и какое место в этом мире он занимает. Одежда также сообщает мозгу, каким поведением и чертами он должен обладать при ношении такой одежды.
Социальная психология одежды
Нравится нам это или нет, осуждение — часть нашего общества. Люди примут неоднозначное решение о человеке в течение первых 8 секунд знакомства с ним. Обычно на первое впечатление влияет рукопожатие, приветствие и одежда.
Кто-то мгновенно оценит человека по тому, что он носит, независимо от того, делает он это сознательно или нет. Например, человек думает, что у кого-то с сумкой Chanel есть деньги, а у кого-то в рваной грязной одежде могут быть проблемы. Кто-то в черном может слушать тяжелую музыку, а кто-то в пастельных тонах слушает поп-радио.
Однако это выходит за рамки того, чтобы выглядеть «чисто и опрятно». Мгновенные суждения, основанные на одежде, могут заставить людей совершенно по-другому взглянуть на поведение и личность.
Есть такая поговорка: «одевайтесь для работы, которую хотите». И это на самом деле правда! Если человек оденется так, как будто он уже находится в этой роли, люди действительно начнут естественно воспринимать его в нужной роли.
Женщина в облегающей рубашке и юбке-карандаш будет казаться более уверенной в себе, успешной и высокооплачиваемой, чем женщина даже в дорогих дизайнерских джинсах и блузке. Незначительные изменения — например, расстегнутая лишняя пуговица на блузке — могут создать у другого человека своего рода индикатор или суждение.
Психология стиля в одежде и личности
Образ, который человек создает с помощью одежды, может на самом деле управлять его поведением и действиями. Если одежда не дает человеку ощущения «хорошего самочувствия», какой смысл ее носить?
Самым популярным примером было изучение одежды с использованием медицинских халатов. В первой части исследования половине участников выдали медицинские халаты, а другая половина осталась в уличной одежде. Те, кто был в белых халатах, делали меньше ошибок и лучше концентрировались, чем те, кто был в повседневной одежде.
Во второй части эксперимента всем раздали одинаковые халаты, но половина из них была халатом врача, а половина — халатом маляра. Те, кто думал, что это врачебный халат, снова могли фокусироваться сильнее и дольше, чем те, кто носил халат маляра.
Исследователи предположили, что это произошло потому, что врачи известны своей аккуратностью и вниманием к деталям, поэтому люди в лабораторных халатах начали приобретать сходные черты «врача». Акцент результатов исследования заключался в том, что участники воплощали ожидания от наряда.
Это не единственное исследование, которое показывает, что люди «оправдывают» идеи своей одежды. Исследование в области социальной психологии и науки о личности показало, что те, кто носит официальную деловую одежду, чувствуют себя более сильными и контролируют ситуацию, особенно во время эксперимента по когнитивной обработке.
Разрушение стереотипов
Вопреки гендерному стереотипу, что женщины больше разбираются в моде, чем мужчины, исследования также показали, что мужчины тоже прекрасно умеют считывать и передавать сигналы, вызываемые одеждой.
Мужчины часто более застенчивы, чем женщины, в том, что касается их личных ощущений в одежде и того, как их воспринимают на публике (Solomon and Schopler, 1982).
Поэтому нам нужно понимать важность выбора одежды независимо от нашего пола. Выбор одежды может повлиять как на представление о себе самом, так и на впечатление, которое человек производит на других, и, в свою очередь, на отношение людей к этому человеку. Одежда влияет на все: от исхода спортивного матча до впечатления интервьюера о вашей способности эффективно выполнять свою работу.
Почему одежда имеет значение: что гардероб говорит о человеке
Одежда не всегда была таким влиятельным «рассказом» о нашей личности, как сегодня. Только в результате технического прогресса на протяжении веков выбор моды стал значительным.
Если в ранних цивилизациях основной целью одежды было держать человека в тепле и относительной сухости, то сегодня центральное отопление обогревает дома, уменьшая зависимость от одежды как от средства для выживания. Одежда превратилась из практического актива в социальный маркер. Она помогает человеку предстать в том свете, в котором он хочет быть, раскрывает его личность и социальный статус.
Во многих обществах чувство стиля в одежде олицетворяет личное богатство и вкус. Например, экономист Джордж Тейлор наиболее ярко продемонстрировал это с помощью индекса длины подола. Тейлор отметил, что, когда страна вступает в рецессию и принимает жесткие привычки в отношении расходов, женщины часто отдают предпочтение более длинным платьям, в то время как во времена процветания можно увидеть и противоположный результат — подол часто становится короче.
Еще одно ключевое влияние на наше чувство одежды — это результат миллионов лет развития как вида. Как и у многих животных, концепция выбора партнера в эволюционной психологии предполагает, что поведение человека определяется его усилиями найти себе пару и воспроизвести потомство.
Стремление к разным стилям в одежде и желание произвести впечатление
Сигналы у животных: «честные сигналы», такие как этот павлин-самец, демонстрирующий свои красочные скрытые перья, чтобы привлечь партнершу.
Согласно теории сигналов, павлин-самец демонстрирует свой яркий веер скрытых перьев в ритуале, чтобы привлечь самку для спаривания. Такие ритуалы варьируются от вида к виду. У людей способность создавать и носить одежду дает эквивалентное преимущество выделиться из толпы и продемонстрировать индивидуальность в попытке найти пару. И наоборот, мы можем использовать одежду, чтобы слиться с толпой и скрыть свою индивидуальность, надев униформу.
Помимо поговорки «одеться, чтобы произвести впечатление», что мы знаем о психологии выбора одежды для свиданий?
В исследовании, проведенном Джозефом Бенцем из Университета Небраски, было опрошено более 90 мужчин и женщин на предмет того, как они обманывают потенциальных партнеров на свиданиях. Исследователи обнаружили, что представители обоих полов склонны прибегать к обману при знакомстве, но с разными целями.
Мужчины пытаются произвести впечатление на своих партнерш, подчеркивая безопасность, которую они могут предложить даме, например, преувеличивая свое финансовое положение или пытаясь продемонстрировать готовность к обязательствам. Женщины обманывали восприятие образа своего тела, преувеличивая физические особенности, чтобы казаться более привлекательными для своего партнера.
Цвета одежды
Фактором, влияющим на выбор одежды, является то, как мужчины и женщины воспринимают и интерпретируют разные цвета.
В одном эксперименте исследователи фотографировали людей в одежде разного цвета, а затем просили участников оценить привлекательность людей на полученных фотографиях. Они обнаружили, что цвет одежды влияет на то, как мужчины оценивают мужскую и женскую привлекательность, и как женщины оценивают мужскую привлекательность. Интересно, однако, что цвет одежды не влиял на мнение женщин о других женщинах (Roberts, 2000).
Робертс и его коллеги обнаружили, что человека в красной одежде участники оценивают более благоприятно по сравнению с тем, когда на человеке надета одежда других цветов.
Этот результат может объяснить исследование, которое показало, что, когда официантки носили футболки разного цвета во время обслуживания в ресторане, мужчины, как правило, оставляли более высокие чаевые тем, кто носил красные топы, чем тем, кто носил футболки других цветов. Однако цвет рубашки не влиял на чаевые, оставляемые клиентами-женщинами (Guéguen and Jacob, 2010).
Знание психологии цвета в одежде может повлиять на то, как человек относится к себе, когда дело доходит до того, что он носит. Например, согласно «Науке о людях», следующие пять цветов посылают сообщения, связанные с соответствующими качествами:
- Синий: верность, стабильность, спокойствие.
- Красный: страсть, интенсивность
- Желтый: счастье, оптимизм.
- Зеленый: исцеление, успех, надежда.
- Черный: сила, загадочность, профессионализм.
Нет отрицательного или плохого выбора как такового. Вместо этого существует широкий спектр вариантов, основанных на типе вибрации, которую человек хочет почувствовать, и которую он хочет, чтобы испытали другие.
Могут быть дни, когда человек чувствует себя напряженно, поэтому он может выбрать красный цвет. Однако, если человек настроен агрессивно и предпочитает чувствовать себя спокойно, возможно, ему подойдет синее платье.
Еще больше о психологии 20 цветов.
Цвет — не единственный фактор, по которому судят о человеке по одежде.
Тимоти Браун и его коллеги с факультета психологии Университета Олд-Доминион изучили влияние одежды на мнение студентов о привлекательности людей, а также о мужественности или женственности.
Браун обнаружил, что у представителей обоих полов осанка и то, как люди двигались, влияли на восприятие их мужественности или женственности, что было неразрывно связано с их суждениями о привлекательности.
В частности, у мужчин обтягивающая одежда способствовала восприятию большей мужественности по сравнению с теми, кто носил мешковатую одежду (Brown et al, 1986).
Многие результаты исследований психологии моды и выбора одежды зависят от культурных ценностей общества, в котором живет человек. Культурные различия в интерпретации цвета означают, что красный цвет может восприниматься как обладающий качествами, отличными от тех, которые ценятся участниками эксперимента Гегена и Джейкоба с официантками, в зависимости от страны, в которой находится ресторан.
Важное замечание: выбор одежды не является единственным фактором, определяющим, как люди воспринимают нас. Исследование Брауна продемонстрировало влияние языка тела в дополнение к выбору одежды. А для тех, кто имеет ограниченное представление о моде, английский писатель Уильям Хэзлитт сказал: «Те, кто делает свою одежду главной частью себя, в целом станут не более ценными, чем их одежда».
Как заставить одежду работать на себя
Как мы можем использовать моду в своих интересах?
Ношение «силовой одежды» заставляет человека чувствовать себя более уверенно и властно. Это может улучшить мотивацию, продуктивность, мышление и навыки ведения переговоров. «Силовая одежда» состоит из хорошо сшитого костюма, например, блейзера с юбкой-карандашом и каблуками.
Повседневная одежда может сделать человека более дружелюбным, представительным и креативным. Это делает «повседневные пятницы» отличным днем для инноваций и мозгового штурма с командой или для начала нового творческого проекта.
Если человек наденет спортивную одежду, это действительно может мотивировать его тренироваться и делать выбор в пользу здорового образа жизни.
Ношение униформы мгновенно настраивает на этот лад. Например, если человек наденет лабораторный халат, он, скорее всего, будете внимателен и сосредоточен. Если он наденет форму дальнобойщика, он, скорее всего, будет целеустремленным. Вот почему во многих школах требуется форма; она создает более формальную обстановку обучения, что повышает ценность образования.
Было показано, что дизайнерская одежда создает более «высококлассное» отношение. Когда человек носит роскошную одежду, обнаружено, что он с большей вероятностью будет принимать важные финансовые решения, но при этом он с меньшей вероятностью будет помогать другим людям.
Даже цвета, которые человек носит, могут влиять на настроение. Веселые цвета могут поднять энергию, в то время как более темные цвета создают более расслабленное и низкое напряжение. Если плохой день, рекомендуется надеть свой самый яркий цвет, и это мгновенно улучшит психическое состояние!
Психологи рекомендуют не пренебрегать нижним бельем. Ношение качественного нижнего белья под одеждой «только для себя» может заставить человека чувствовать и вести себя более мощно, уверенно и внешне сексуально.
Статья подготовлена на основе материалов портала Psychologistworld и сайта Currentboutique.
Добро пожаловать в мою ВК-группу о творчестве и на Телеграм-канал про бизнес, психологию и лайфхаки!