Навыки самоорганизации — это та область, в которой нет предела совершенству. Чаще всего, говоря о формировании навыков самоорганизации, подразумевают работу с детьми, учащимися. В юные годы человек получает необходимую базу от родителей, учителей, но на этом его саморазвитие не должно заканчиваться.
Взрослые люди, какой бы статус они ни занимали — от домохозяек до бизнесменов — регулярно задают себе вопрос: «Как стать более самоорганизованным?».
Развитие самоорганизации
Научное определение самоорганизации — это упорядочение элементов за счет внутренних факторов, без внешнего воздействия, умение организовывать ресурсы, которые есть в распоряжении.
Один из главных ресурсов — это время. Самоорганизация включает в себя постоянную тренировку навыков:
- самодисциплины и силы воли, самоконтроля;
- управления временем;
- целеполагания;
- организации, лидерства — прежде всего быть лидером самому себе;
- пунктуальности;
- склонности к планированию;
- умения выделять приоритеты;
- организации окружающего пространства.
С чего начинается самоорганизация
Целеполагание — это то, что лежит в основе навыков самоорганизации.
Рекомендуется тренироваться на постановке сначала небольших целей, затем расширять системное видение, масштаб. Пусть это будут цели на день, затем — когда все будет получаться — на неделю, месяц, год и более продолжительный срок.
Целей может быть поставлено несколько. У каждой цели — определенные подзадачи, составляющие. Например, для цели выучить английский язык подзадачами могут стать:
- подбор материалов и уроков для тренировки речи, понимания на слух, чтения, письма;
- поиск и сотрудничество с носителем языка для тренировки диалога;
- выполнение письменных упражнений на закрепление грамматики;
- покупка книг на английском языке, словарей, тетрадей для записи слов и речевых оборотов;
- чтение этих книг;
- просмотр фильмов и прослушивание передач на английском языке с английскими субтитрами.
И так далее. Это лишь примерный перечень. Каждому человеку подойдёт своя методика изучения иностранного языка. Она зависит от его уровня подготовки, от цели — для чего ему нужен язык, до какого уровня он хочет подтянуть свои знания.
Поэтому после того, как цель выставлена, важно ответить на два вопроса:
- над чем в первую очередь работать;
- какой должен быть результат, как его оценить.
Также для каждой цели нужно проанализировать пул ресурсов, который уже есть в распоряжении и которого ещё нет. Для тех ресурсов, которых нет, нужно продумать несколько вариантов, где и как их достать.
Например, ресурсами могут быть:
- время, фактически — свободное время, выделенное под цель;
- деньги;
- связи;
- навыки, умения;
- личностные качества;
- определенные вещи, оборудование, программы.
На этом этапе полезно продумать возможные трудности, препятствия и как их можно обойти. Иначе — предусмотреть план Б, план В, план Ъ и так далее. Например, таким препятствием может быть, что время на достижение цели потребует «жертв» — отъять время на какие-либо другие важные дела.
Каждая цель прописывается по шагам. Эти шаги составляют план. Для каждого пункта плана желательно прописать необходимые ресурсы, сроки, критерии оценки. План должен быть гибким: по мере того, как приходит новая информация и вызовы, нужно вносить корректировки.
Психологи и коучи рекомендуют приступать к первым пунктам плана в течение первых 24 часов после формулирования намерения. Например, стоит в плане «начать делать физические упражнения по 10 минут в день» — первые упражнения нужно делать в этот же день.
Чтобы дело не «затухло», нужно подключать самоконтроль: иметь в фокусе конечную цель. Затухло — это означает, что человек проделал по 10 минут физических упражнений в первые 2 дня с большим мотивационным запалом. А потом перестал. Некогда, надоело и так далее. Происходит скатывание в исходную ситуацию, которую бизнес-тренеры называют «болотцем», «зоной комфорта».
Что нужно для формирования навыков самоорганизации
Для развития самоорганизации личности важны:
Самодисциплина — внутренняя мотивация на совершение действий, ведущих к цели. Человек совершает действия, невзирая на сиюминутные желания, эмоциональные порывы, всплески плохого настроения. Он садится изучать трудную тему, важную для работы и бизнеса, даже когда хочется расслабиться, посмотреть сериал — потому что у него запланировано.
Решительность, смелость. Для достижения многих целей, особенно связанных с завоеванием признания, статуса, получением положительной обратной связи от других людей, нужна смелость и иногда даже разумная наглость. Нерешительного человека могут одолевать сомнения, ему будет казаться, что его не примут, отвергнут, что он не заслуживает даже попытки успеха. В то время как решительный человек будет действовать сразу. Он поставил цель — он делает. Пробует, ищет наилучшие, оптимальные подходы.
На одном из тренингов, которые я проходила от компании, где работала, рассказывался такой пример про решительность. Ученые брали обычную крысу и запускали ее в сложно проходимый лабиринт. Эта крыса бегала по нему до тех пор, пока не находила выход. Крысе было всё равно, когда она забегала в тупик: она просто разворачивалась и бежала дальше.
Животное не тратило время на то, чтобы посидеть с опущенной головой у тупика, на самокопания, самобичевания, на мысли вроде «я — бездарность, я тупая, мне не сдюжить, я слишком слабая, у меня возраст не тот, пол не тот» и так далее. У крысы была конкретная цель — выйти из лабиринта, тем более что она была голодна, а на выходе ее ждало вознаграждение.
Планирование. Полезно владеть знаниями обо всем арсенале техник планирования. Выделяются инструменты и методы для краткосрочного планирования, среднесрочного, долгосрочного. Можно подключить даже проектное планирование для некоторых дел, воспользоваться одной из методологий управления проектами.
Тайм-менеджмент и соблюдение режима дня. Каждый день желательно уделять время тому или иному шагу из своих целей. Управлять временем можно гибко, на основе имеющейся энергии и настроения, менять дела местами. Условный пример: вместо утренней зарядки прочесть полезную книгу, а время вечером, выделенное на книгу, посвятить физическим упражнениям.
Гибкость нужна по тем причинам, что в любой момент могут наступать различные пертурбации, проблемы, сложности, препятствия. Они всегда есть и будут. Если человек жёстко расписал до минуты все дела от подъёма в 6:00 до отхода ко сну в 23:00, он может испытать стресс, когда какое-то из дел выполнить не возможно будет в принципе из-за того что его послали в непредвиденную командировку ночным рейсом и так далее.
Специалисты по планированию рекомендуют всегда оставлять 20% свободного времени для маневров. Это могут быть как раз такие случаи «тушения пожаров», либо, если план будет исполняться в штатном режиме, высвободившиеся 20% можно посвятить полезным делам из списка на завтра.
Организация пространства. Когда в окружающем пространстве есть только необходимый минимум вещей, важных для работы, это повышает продуктивность в разы.
Пример: писателям для повышения продуктивности рекомендуется завести специальный компьютер для писательства, не подключенный к интернету, не имеющий игр, а содержащий только Word и минимум необходимых программ. Это нужно для того, чтобы не отвлекаться, чтобы не было соблазна, работая над главой романа, зайти в соцсеть и зависнуть там часа на 2-3.
Можно включать в организацию пространства полезные фишки:
- мотивирующие карточки;
- доски визуализации;
- карточки с необходимыми для изучения словами, например при изучении английского;
- доски с трекерами достижений;
- канбан-доски.
Избавление от вредных привычек. Это не совсем про алкоголь и курение, хотя они тоже отнимают много энергии, сил, здоровья, времени и денег. Одна из вредных привычек — прокрастинация. Это откладывание дел на потом. Лучше следовать поговорке: «Всё, что можно отложить на завтра — лучше сделать сегодня».
Прокрастинация наиболее вредна для карьеры, отношений и качества жизни, если касается дел, в которые вовлечены другие люди.
Например, прокрастинация — это бич начинающих фрилансеров, которые откладывают сдачу проекта за 1 час до дедлайна и потом носятся как угорелые, краснеют перед клиентами и в итоге теряют их.
Другой пример прокрастинации, который губит семейные отношения — когда один из супругов постоянно откладывает взятое на себя обязательство сделать что-либо по дому. Прибить гвоздь, помыть окно. Второй супруг помнит об этом обещании, видит, что оно не выполняется, и провоцирует конфликт.
Органайзеры. Все планы и цели невозможно держать в голове. В том, чтобы их записывать, нет ничего зазорного. Более того — записывать свои планы и цели рекомендуют многие известные бизнесмены, авторы книг, ведущие мировые психологи.
Одна из лучших книг о том, как организовать день, неделю, год, жизнь, как избежать стрессов от того, что ничего невозможно успеть, получить заряд самомотивации — это книга Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок — искусство бесстрессовой продуктивности». Очень рекомендую эту книгу. Я перечитала ее 3 раза и каждый раз беру оттуда что-то новое! Мега-прорыв!
Поэтому полагать, что записывают только те люди, у кого проблемы с памятью и им надо лечиться — большое заблуждение. Записи и органайзеры призваны освободить мозг для более важных дел и, следовательно, высвободить энергию.
Как записывать и куда — в приложении на телефон, в Excel-таблички, в тетрадки, ежедневники — это дело каждого. Никто не может рекомендовать и навязывать конкретному человеку, не зная его предпочтений, особенностей обработки и восприятия информации, как ему вести списки своих дел. Одним людям достаточного простого to-do-листа на день на клочке бумажки. Другие используют сложное программное обеспечение — платные программы для годового стратегического планирования своей жизни и бизнеса, обзаводятся личными секретарями, многочисленными напоминаниями и оповещениями на смартфоне.
Suum cuique — каждому свое, как гласит латинская поговорка.
Выбранные инструменты должны быть удобными прежде всего для вас самих. Вам должно быть комфортно с ними работать. Они не должны отнимать слишком много времени на заполнение.
Пример: если нужен постоянный доступ к интернету, чтобы воспользоваться сервисом планирования и занести необходимые дела, а человек путешествует, живёт в палатках, либо он мама с тремя детьми, которые постоянно на нём висят, когда он мешает половником борщ на плите — то ему уместна записная книжка или даже простой листок бумаги с ручкой.
Вывод
Работать над навыками самоорганизации, постоянно искать и применять новые эффективные способы планирования — это увлекательный творческий процесс. Самоорганизованность тесно связана с проактивностью, осознанностью, умением контролировать свои эмоции, принятием ответственности за свои действия и решения. Это качество, особенно ценное для бизнеса, построения карьеры, создания гармоничных отношений с партнером своей мечты, достижения жизненных целей.
Самоорганизованные люди способны свернуть горы, исполнять свои и чужие желания. Также навыки самоорганизации лежат в основе лидерства; это первая ступенька к тому, чтобы стать харизматичным человеком или отличным руководителем.