Развитие навыков самоорганизации 🗓🖊📔

Навыки самоорганизации — это та область, в которой нет предела совершенству. Чаще всего, говоря о формировании навыков самоорганизации, подразумевают работу с детьми, учащимися. В юные годы человек получает необходимую базу от родителей, учителей, но на этом его саморазвитие не должно заканчиваться.

Взрослые люди, какой бы статус они ни занимали — от домохозяек до бизнесменов — регулярно задают себе вопрос: «Как стать более самоорганизованным?».

развитие навыков самоорганизации
Такой навык позволит успевать больше делать дел в момент времени, исполнять свои желания, достигать целей и как следствие — улучшать качество жизни.

Развитие самоорганизации

Научное определение самоорганизации — это упорядочение элементов за счет внутренних факторов, без внешнего воздействия, умение организовывать ресурсы, которые есть в распоряжении.

Один из главных ресурсов — это время. Самоорганизация включает в себя постоянную тренировку навыков:

  • самодисциплины и силы воли, самоконтроля;
  • управления временем;
  • целеполагания;
  • организации, лидерства — прежде всего быть лидером самому себе;
  • пунктуальности;
  • склонности к планированию;
  • умения выделять приоритеты;
  • организации окружающего пространства.

С чего начинается самоорганизация

Целеполагание — это то, что лежит в основе навыков самоорганизации.
Рекомендуется тренироваться на постановке сначала небольших целей, затем расширять системное видение, масштаб. Пусть это будут цели на день, затем — когда все будет получаться — на неделю, месяц, год и более продолжительный срок.

Целей может быть поставлено несколько. У каждой цели — определенные подзадачи, составляющие. Например, для цели выучить английский язык подзадачами могут стать:

  • подбор материалов и уроков для тренировки речи, понимания на слух, чтения, письма;
  • поиск и сотрудничество с носителем языка для тренировки диалога;
  • выполнение письменных упражнений на закрепление грамматики;
  • покупка книг на английском языке, словарей, тетрадей для записи слов и речевых оборотов;
  • чтение этих книг;
  • просмотр фильмов и прослушивание передач на английском языке с английскими субтитрами.

И так далее. Это лишь примерный перечень. Каждому человеку подойдёт своя методика изучения иностранного языка. Она зависит от его уровня подготовки, от цели — для чего ему нужен язык, до какого уровня он хочет подтянуть свои знания.

развитие навыков самоорганизации
Ведь может оказаться, что человеку достаточен только уровень чтения, чтобы бегло читать материалы.

Поэтому после того, как цель выставлена, важно ответить на два вопроса:

  • над чем в первую очередь работать;
  • какой должен быть результат, как его оценить.

Также для каждой цели нужно проанализировать пул ресурсов, который уже есть в распоряжении и которого ещё нет. Для тех ресурсов, которых нет, нужно продумать несколько вариантов, где и как их достать.

Например, ресурсами могут быть:

  • время, фактически — свободное время, выделенное под цель;
  • деньги;
  • связи;
  • навыки, умения;
  • личностные качества;
  • определенные вещи, оборудование, программы.

На этом этапе полезно продумать возможные трудности, препятствия и как их можно обойти. Иначе — предусмотреть план Б, план В, план Ъ и так далее. Например, таким препятствием может быть, что время на достижение цели потребует «жертв» — отъять время на какие-либо другие важные дела.

Каждая цель прописывается по шагам. Эти шаги составляют план. Для каждого пункта плана желательно прописать необходимые ресурсы, сроки, критерии оценки. План должен быть гибким: по мере того, как приходит новая информация и вызовы, нужно вносить корректировки.

развитие навыков самоорганизации
Когда у плана будут прописаны сроки достижения того или иного шага, подзадачи — это послужит тренировкой самодисциплины, силы воли.

Психологи и коучи рекомендуют приступать к первым пунктам плана в течение первых 24 часов после формулирования намерения. Например, стоит в плане «начать делать физические упражнения по 10 минут в день» — первые упражнения нужно делать в этот же день.

Чтобы дело не «затухло», нужно подключать самоконтроль: иметь в фокусе конечную цель. Затухло — это означает, что человек проделал по 10 минут физических упражнений в первые 2 дня с большим мотивационным запалом. А потом перестал. Некогда, надоело и так далее. Происходит скатывание в исходную ситуацию, которую бизнес-тренеры называют «болотцем», «зоной комфорта».

Что нужно для формирования навыков самоорганизации

Для развития самоорганизации личности важны:

Самодисциплина — внутренняя мотивация на совершение действий, ведущих к цели. Человек совершает действия, невзирая на сиюминутные желания, эмоциональные порывы, всплески плохого настроения. Он садится изучать трудную тему, важную для работы и бизнеса, даже когда хочется расслабиться, посмотреть сериал — потому что у него запланировано.

Решительность, смелость. Для достижения многих целей, особенно связанных с завоеванием признания, статуса, получением положительной обратной связи от других людей, нужна смелость и иногда даже разумная наглость. Нерешительного человека могут одолевать сомнения, ему будет казаться, что его не примут, отвергнут, что он не заслуживает даже попытки успеха. В то время как решительный человек будет действовать сразу. Он поставил цель — он делает. Пробует, ищет наилучшие, оптимальные подходы.

На одном из тренингов, которые я проходила от компании, где работала, рассказывался такой пример про решительность. Ученые брали обычную крысу и запускали ее в сложно проходимый лабиринт. Эта крыса бегала по нему до тех пор, пока не находила выход. Крысе было всё равно, когда она забегала в тупик: она просто разворачивалась и бежала дальше.

развитие навыков самоорганизации
Самоорганизованная решительная крыса!

Животное не тратило время на то, чтобы посидеть с опущенной головой у тупика, на самокопания, самобичевания, на мысли вроде «я — бездарность, я тупая, мне не сдюжить, я слишком слабая, у меня возраст не тот, пол не тот» и так далее. У крысы была конкретная цель — выйти из лабиринта, тем более что она была голодна, а на выходе ее ждало вознаграждение.

Планирование. Полезно владеть знаниями обо всем арсенале техник планирования. Выделяются инструменты и методы для краткосрочного планирования, среднесрочного, долгосрочного. Можно подключить даже проектное планирование для некоторых дел, воспользоваться одной из методологий управления проектами.

Тайм-менеджмент и соблюдение режима дня. Каждый день желательно уделять время тому или иному шагу из своих целей. Управлять временем можно гибко, на основе имеющейся энергии и настроения, менять дела местами. Условный пример: вместо утренней зарядки прочесть полезную книгу, а время вечером, выделенное на книгу, посвятить физическим упражнениям.

Гибкость нужна по тем причинам, что в любой момент могут наступать различные пертурбации, проблемы, сложности, препятствия. Они всегда есть и будут. Если человек жёстко расписал до минуты все дела от подъёма в 6:00 до отхода ко сну в 23:00, он может испытать стресс, когда какое-то из дел выполнить не возможно будет в принципе из-за того что его послали в непредвиденную командировку ночным рейсом и так далее.

Специалисты по планированию рекомендуют всегда оставлять 20% свободного времени для маневров. Это могут быть как раз такие случаи «тушения пожаров», либо, если план будет исполняться в штатном режиме, высвободившиеся 20% можно посвятить полезным делам из списка на завтра.

Организация пространства. Когда в окружающем пространстве есть только необходимый минимум вещей, важных для работы, это повышает продуктивность в разы.

Пример: писателям для повышения продуктивности рекомендуется завести специальный компьютер для писательства, не подключенный к интернету, не имеющий игр, а содержащий только Word и минимум необходимых программ. Это нужно для того, чтобы не отвлекаться, чтобы не было соблазна, работая над главой романа, зайти в соцсеть и зависнуть там часа на 2-3.

Можно включать в организацию пространства полезные фишки:

  • мотивирующие карточки;
  • доски визуализации;
  • карточки с необходимыми для изучения словами, например при изучении английского;
  • доски с трекерами достижений;
  • канбан-доски.

Избавление от вредных привычек. Это не совсем про алкоголь и курение, хотя они тоже отнимают много энергии, сил, здоровья, времени и денег. Одна из вредных привычек — прокрастинация. Это откладывание дел на потом. Лучше следовать поговорке: «Всё, что можно отложить на завтра — лучше сделать сегодня».

Прокрастинация наиболее вредна для карьеры, отношений и качества жизни, если касается дел, в которые вовлечены другие люди.

Например, прокрастинация — это бич начинающих фрилансеров, которые откладывают сдачу проекта за 1 час до дедлайна и потом носятся как угорелые, краснеют перед клиентами и в итоге теряют их.
Другой пример прокрастинации, который губит семейные отношения — когда один из супругов постоянно откладывает взятое на себя обязательство сделать что-либо по дому. Прибить гвоздь, помыть окно. Второй супруг помнит об этом обещании, видит, что оно не выполняется, и провоцирует конфликт.

Органайзеры. Все планы и цели невозможно держать в голове. В том, чтобы их записывать, нет ничего зазорного. Более того — записывать свои планы и цели рекомендуют многие известные бизнесмены, авторы книг, ведущие мировые психологи.

развитие навыков самоорганизации

Одна из лучших книг о том, как организовать день, неделю, год, жизнь, как избежать стрессов от того, что ничего невозможно успеть, получить заряд самомотивации — это книга Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок — искусство бесстрессовой продуктивности». Очень рекомендую эту книгу. Я перечитала ее 3 раза и каждый раз беру оттуда что-то новое! Мега-прорыв!

Поэтому полагать, что записывают только те люди, у кого проблемы с памятью и им надо лечиться — большое заблуждение. Записи и органайзеры призваны освободить мозг для более важных дел и, следовательно, высвободить энергию.

Как записывать и куда — в приложении на телефон, в Excel-таблички, в тетрадки, ежедневники — это дело каждого. Никто не может рекомендовать и навязывать конкретному человеку, не зная его предпочтений, особенностей обработки и восприятия информации, как ему вести списки своих дел. Одним людям достаточного простого to-do-листа на день на клочке бумажки. Другие используют сложное программное обеспечение — платные программы для годового стратегического планирования своей жизни и бизнеса, обзаводятся личными секретарями, многочисленными напоминаниями и оповещениями на смартфоне.

Suum cuiqueкаждому свое, как гласит латинская поговорка.

Выбранные инструменты должны быть удобными прежде всего для вас самих. Вам должно быть комфортно с ними работать. Они не должны отнимать слишком много времени на заполнение.

Пример: если нужен постоянный доступ к интернету, чтобы воспользоваться сервисом планирования и занести необходимые дела, а человек путешествует, живёт в палатках, либо он мама с тремя детьми, которые постоянно на нём висят, когда он мешает половником борщ на плите — то ему уместна записная книжка или даже простой листок бумаги с ручкой.

Вывод

Работать над навыками самоорганизации, постоянно искать и применять новые эффективные способы планирования — это увлекательный творческий процесс. Самоорганизованность тесно связана с проактивностью, осознанностью, умением контролировать свои эмоции, принятием ответственности за свои действия и решения. Это качество, особенно ценное для бизнеса, построения карьеры, создания гармоничных отношений с партнером своей мечты, достижения жизненных целей.

Самоорганизованные люди способны свернуть горы, исполнять свои и чужие желания. Также навыки самоорганизации лежат в основе лидерства; это первая ступенька к тому, чтобы стать харизматичным человеком или отличным руководителем.

Опубликовано Ксения Воловик

Родилась в Москве 13 сентября 1986 года. В 2007 году окончила с отличием Российский Государственный Социальный Университет, по специальности Психология. Профессиональная деятельность: Интернет-маркетолог, копирайтер, HR-менеджер. С 2008 по 2020 год работала на позициях ведущего специалиста подбора, адаптации и обучения персонала в компаниях KPG Resources, Art Fashion Group, ООО Наука-Связь, Business Law Solutions, E100. С 2020 года профессионально занимаюсь копирайтингом, интернет-маркетингом. Топовый автор лидирующего медиа в сфере арбитража трафика и заработка в интернете Partnerkin.com, автор бизнес-платформы "Деловая среда". Творческая и литературная деятельность: Писатель, музыкант.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *