Сальвадор Дали — самый известный представитель направления сюрреализма. Его картины можно назвать эталоном сюрреализма XX века. Они наполнены целым пластом смыслов и эмоций, разгадать которые не удалось до сих пор ни одному психологу.
Сальвадор Дали сам себя называл воплощением сюрреализма. Он не только рисовал картины в этом стиле — он жил и дышал этим. Он мыслил как сюрреалист, вел себя как сюрреалист, ел, спал и даже ходил в туалет как сюрреалист. Очень эксцентричный, эпатажный, неординарный человек. Гений, создавший более 1 500 работ.
Сальвадор Дали — профессиональный живописец, скульптор, график, модельер. В начале становления его творческого пути он был привержен кубизму, импрессионизму, а затем вывел сюрреализм на новый уровень.
Чему поучиться у Сальвадора Дали
У Гения и его Картин есть чему поучиться в плане психологии и саморазвития. Сальвадор Дали всегда делал то, что хотел и желал. Недаром его фамилия переводится с каталонского как «желание». Он писал такие картины, какие хотел писать и какие считал уместными. Он не боялся шокировать людей нестандартным мышлением и мнениями.
Одноклассники травили замкнутого фантазёра и всячески издевались. Он был изгоем в школе. Эпатажное поведение и разрыв шаблонов, которые навязывало глупое ограниченное окружение, Дали выбрал как своё оружие. И не прогадал. Он стал великим и известным, обессмертил своё имя и подарил миру сюрреализм. Где его одноклассники? Гниют с червями, ни об одном из них ничего не известно.
Отсюда мораль: никогда не бойтесь идти своим путём, следовать своим убеждениям. Собаки лают — караван идёт.
Смысл картин Сальвадора Дали
О чём картины Сальвадора Дали? Многие картины показывают эротику, разные извращения и понравились бы Зигмунду Фрейду.
Главные темы полотен — это подавленные желания различного рода, саморазрушение, иллюзии и самообман.
Картины художника трудно разгадать, потому что слишком много образов переплетено, используются аллюзии и метафоры, которые не всегда можно истолковать однозначно.
Смысл картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»
Так называется та самая картина с часами, одна из известнейших работ. Возможно, ее магия еще в том, что слова Гала, возлюбленной жены Гения, оказались пророческими: «Раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забыть«.
Картина была написана в 1931 году. Она имеет много названий: «Мягкие текучие часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Некоторые просто называют эту картину «Часы». Сам Дали, конечно же, давал объяснение тому, что он изобразил. Но понять это объяснение под силу не каждому искусствоведу или психологу.
Дали говорит нам своей картиной о том, что время нелинейно, и что мы привыкли воспринимать его стереотипно. На самом деле даже физики подтвердят, что мы до сих пор не знаем, что такое время. Дали был не просто художником — он был тонким психологом и прорицателем, особенно кристально видел мир, его подоплеку и суть вещей.
Сальвадор Дали рассказывает, что задумал написать свои текучие часы за завтраком. Его женщина и муза Гала угощала его тостом с намазанным мягким сыром. Эти часы — тоже как тот мягкий сыр. У Дали болела голова, поэтому в картине много серого цвета.
На картине Дали изобразил автопортрет. Так он воплотил свои желания отдохнуть и избавиться от мигрени. Многие образы Дали переходят из картину в картину. Здесь тоже мы можем видеть символы, указывающие на тленность бытия. Насекомые едят время как человек ест плавленый сыр и как время безжалостно ест нашу молодость. Море и скалы — вне времени. Это то, что было, есть и будет.
Кто-то считает, что на картине изображена метафора, как человек бездумно тратит отведенное ему время. Например, на всякую ерунду. Минуты, часы, дни и годы утекают, тратясь на телевизор, соцсети, вредные привычки, переживания, хандру. Есть над чем задуматься.
Конечно же, не все работы Дали представлены в его знаменитом Театре-Музее в Фигерасе. Картина «Постоянство памяти» находится в Нью-Йорке, в Музее Современного Искусства. Зато в Фигерасе можно увидеть другую картину — «Очарованный берег с тремя жидкими грациями».
Смысл картины «Очарованный берег с тремя жидкими грациями»
Картина написана в 1938 году.
В ней Дали соединил образы трех Граций и трех Мойр.
Грации — это светлые спутницы богини Афродиты. Они дарят веселье, изящество, вдохновение.
Мойры — это три богини судьбы. Они плетут нить судьбы.
Соединение образов в картине означает образ души человека.
Первая богиня с веретеном начинает плести кружево судьбы. Вторая богиня олицетворяет зрелость, осознанность, самосознание. В ней есть очертания всадника и бегущего человека. Это означает попытку догнать мечту. Третья богиня олицетворяет старость и подготовку к переходу в мир иной.
Песок на берегу — то, что мимолётно и преходяще. Море — то, что вечно и бессмертно.
Смысл картины «Расщепленный атом»
Картина написана в 1947 году. Она тоже хранится в Фигерасе в Театре-Музее.
Написать полотно Дали побудили достижения атомной промышленности. Дали был ужаснён и удивлён тем, что произошло в Хиросиме. На картине мы видим гранат — символ, который переходит у художника из картины в картину. Гранат закован в гранит, на граните — античные письмена. Они символизируют научный прогресс.
Дали говорит о том, что за стремлением к науке не всегда скрываются благие намерения и последствия. Открытие расщепления ядра — это не благо и прорыв, а большая трагедия и угроза всему человечеству.
На картине есть три персонажа. Рыцарь изображает интерес, жажду приключений и исследований. Паж означает подобострастие и преклонение перед наукой. Женщина означает страх за всё человечество и будущее.
Гранат — это жизнь. Его разделил и расщепил бездушный разум. Тиран и злодей Нерон, который тоже присутствует в этой картине — символ того ужаса, к которому может принести использование достижений науки и техники. Со смертью Нерона пал Рим.
Смысл картины «Лебеди, отраженные в слонах»
Картина была написана в 1937 году. Эта работа обладает магическим свойством оптической живописной иллюзии, как и много других картин Дали. Если смотреть на картину прямо — лебеди отражаются в слонах. Если перевернуть картину — слоны отражаются в лебедях.
Она отражает детские страхи, потеря идентичности и запутанность художника, которая появилась в детстве.
Его родители потеряли первого ребёнка, мальчика Сальвадора. Дали они родили ему на замену и тоже назвали Сальвадора. Сальвадор рос в окружении памяти о своём брате. Он долго не мог понять, жив он или умер, и что он — это на самом деле он, а не его покойный брат.
Этой картиной художник говорит нам, что мы часто живём в иллюзиях. И ещё чаще эти иллюзии подавляют нас, наше Я.
Лебеди — это иллюзия идеальной семьи. Слоны — это то, как родители любят своих детей на самом деле, то есть не иллюзия, а правда. Честная любовь слонов потрясала художника, он преклонялся перед этими животными за их заботу о детенышах. Слоны были нужны Дали в детстве как воплощение чувства защищенности, но их тогда у него не было. Поэтому они появились в этой картине.
На картине изображен еще один персонаж — человек. Это автопортрет Сальвадора Дали, который поражен обидой на своих родителей.
Смысл картины Дали «Сон, вызванный полетом пчелы»
Картина была написана в 1944 году. Полное название работы — «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Такая же повсеместно известная работа, как и часы.
Дали изобразил на ней самое зарождение сновидения. Фрейд считал, что сон — это проявление неосознанных желаний, хотя это не всегда так. Возможно, Фрейд крайне мало знал об осознанных сновидениях. Но его теория впечатлила Дали и вдохновила на эту картину.
Дали показал переплетение подсознательных образов. Спящая женщина реальна, тигры, слон, гранат, море — это сон. Женщина — это портрет Галы.
Пчела летает над гранатом. Считается, что ее жужжание спящий человек не слышит — слышит подсознание, которое перерабатывает жужжание в определенные образы. Пчела довольно опасное животное, она может больно ужалить, поэтому в подсознании возникают образы, говорящие об агрессии: тигры, хищная рыба. Гранат напоминает разорванную плоть с кровавыми каплями-зёрнышками.
Также считается, что слон на тонких ножках, ружьё — это фрейдистская эротическая тема. По мнению Фрейда, женщина во сне жаждет совокупиться, и если она видит острые агрессивные предметы — они являются фаллическими символами, означают желание женщины получить этот фаллос. Боль при соитии приравнивается к боли от укуса этой жужжащей пчелы.
Картина хранится в Мадриде, в музее Тиссена-Борнемисы.
Символы в картинах Сальвадора Дали
Мы уже увидели, что у Дали есть повторяющиеся символы — гранат, слоны и другие животные. Привожу здесь словарь символов и смыслов картин Сальвадора Дали, собранный искусствоведами, с отсылками на названия его работ.
Ангел. К ангелам у Дали было трепетное отношение. Он ассоциировал ангелов со своей возлюбленной музой Гала. Они означают чистоту, возвышенность. «Падший ангел», 1951.
Аппараты. Дали неровно дышал к науке, техники и последним достижениям. Аппараты — символ противопоставления бренной разлагающейся материи. «Аппарат и рука», 1927.
Выдвижные ящики. Символ того, что скрыто глубоко внутри человека, его души и подсознания. «Венера Милосская с ящиками» (скульптура), 1936.
Жираф. Образ войны. «Сотворение чудовищ», 1937.
Груша. Груша похожа на женщину, её изгибы означают страстно желанные изгибы женского тела. Также груша имеет и другой, более светлый и менее приземленный символ — любовь Иисуса к людям.
Кипарис. В Испании их много. Дали изучал кипарисы из окна школы, то, как на них падает солнечный свет. Так он определял время до конца урока. Эти деревья для Дали — символ измерения времени. «Окостенение кипариса на рассвете», 1934.
Костыль. Означает опоры или поиск опоры. «Мягкий автопортрет с жаренным салом», 1941.
Кузнечик. Художник страдал инсектофобией — болезнью насекомых. Особый страх внушали кузнечики. Поэтому кузнечик — это нечто жуткое, криповое и кошмарное. «Просвещенные удовольствия», 1929.
Лев. Означает мужскую потенцию и доминирование мужчины. «Приспосабливаемость желаний», 1929.
Лобстер. Означает невинность, девственность. «Кадриль лобстеров», 1969.
Морской ёж. Дали любил это блюдо. Снаружи деликатес покрыт жёсткими колючками, внутри представляет собой нежное мясо. Такими же эстетически-гастрономическими свойствами обладают улитки. «Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных геометрических тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала», 1954.
Муравьи. Символ смерти, распада и алчного вожделения. Однажды художник увидел во сне продырявленную ладонь, и из дыры выползали муравьи.
Мухи. Символ паранойи, духовной деградации. «Святой Нарцисс и мухи», 1973.
Мягкие часы. Быстротечность, относительность времени. «Треугольный час», 1933.
Осел. То, что испугало Дали в детстве. Он однажды увидел разлагающегося осла. «Мед слаще крови», 1941.
Призраки или фигуры в белом. Символ сексуальной привлекательности и стыдливости. «Призрак сексуальной привлекательности», 1934.
Рог носорога. Символ безупречности и красоты. Рог математически точен и выверен природой — это восхищало Дали. «Носорогообразная фигура Илисса Фидия», 1954.
Слоны. Символ заботливой семьи, доминирования, защиты. Тонкие ноги слонов — символ зыбкости величия и власти. «Искушения святого Антония», 1946.
Усы. Элемент личного бренда Сальвадора Дали. Он очень любил свои усы и хотел превзойти ими Ницше. «Мои усы должны быть тонкими, империалистическими и взмывать в небо!» — заявлял художник.
Хлеб. Символ страха бедности и нищеты. «Ретроспективный бюст женщины», 1933.
Части тела. Символ свободы и самопознания. «Фигуры, лежащие на песке», 1926.
Сальвадор Дали изображал то, что не смог нарисовать никто до него и после. Подражателей много — а Гений один такой. Многие творения эксцентрика заставляют задуматься об осознании мира и себя, показывают, что на самом деле скрывается под маской иллюзий, культуры и общественных норм. Дали в своих картинах не боялся показывать свои страхи и комплексы. Он был таким же человеком, как и мы — а значит, он не боялся показывать своим зрителям их собственные страхи и комплексы. Дали был не просто художником — а тонким психологом и исследователем.
Если понравилась моя статья, сохраните её в закладках и поделитесь с друзьями в социальных сетях!