Развитие личности во многом связано с тем, как и насколько хорошо человек изучает социальные роли и овладевает навыками общения, которые этим ролям свойственны.
Если человек осваивает какую-либо новую или особую для себя социальную роль — его жизнь меняется кардинальным образом. Если у человека получилось гармонично освоить роль, которую он желал освоить — он испытывает ощущение счастья и полёта.
Например, человек стремился быть организатором — и развил в полной мере организаторский талант, ему хорошо. Он порхает на работе, хорошо зарабатывает, потому что занимается тем, чем ему нравится, в соответствии со своей ролью. Либо женщина стремилась стать матерью, она родила ребёнка и очень счастлива, любит его и радуется, что она — мать.
Зачем нужны социальные роли
Чем больше ролей человек для себя изучает и осваивает — тем он более гибок и успешен. Он может находить ключ и подход к каждому. С королями он король, с нищими — свой парень. Это мечта многих — выбиться за рамки ограничивающих убеждений, начать мыслить широко, не подстраиваться под обстоятельства (читай — не быть жертвой), а подстраивать их под себя.
Если у человека не получается освоить какую-то роль, либо ему общество и мир навязывает ту роль, которая ему не нужна / не выгодна — возникают комплексы, неврозы и даже психические отклонения. Может возникнуть чувство вины, неуверенность, заниженная самооценка, депрессия. Либо просто чувство неудовлетворённости.
Социальная роль — модель поведения, которая задаётся:
- с одной стороны — мировоззрением, позицией личности по отношению к себе и к миру;
- с другой стороны — обществом, принятой системой отношений, определёнными нормами, табу и т.п.
У роли есть 2 составляющие:
- роль — функция: то, что нужно делать человеку;
- роль — стереотипы поведения: то, как это нужно делать человеку.
Например, все люди знают, какого поведения и в каких ситуациях ожидать от врача, полицейского, продавца в магазине и так далее.
Социальные роли предельно обезличены. Если мы выходим в общество с определенной ролью, люди от нас ждут поведения и действий, строго соответствующих этой роли. Например, если человек работает продавцом-кассиром — он должен пробивать на кассе товар, считать сдачу. Если он начнёт петь оперным голосом — его в лучшем случае уволят, в худшем — отправят в психбольницу. Даже несмотря на то что он отличный оперный певец.
Плюсы и минусы социальных ролей
Роль — это соответствие некоему шаблону ожидаемого поведения. Есть то, что принято и считается обществом допустимым, а есть то, что выходит за границы.
Согласно роли, от ее исполнителя ожидают определённого поведения, и это поведение — предсказуемое. Человек порой настолько впитывает и усваивает свою роль, что ему не приходит в голову, что по-другому тоже можно. Что не только общество ему что-либо навязывает, но он сам может выбрать, кого и как играть. По этой причине роль всегда очень легко навязать, особенно в манипуляциях.
Например, треугольник Карпмана — Спаситель — Агрессор — Жертва. Если человека сделали Жертвой и он принял игру — он ведёт себя как Жертва. Рано или поздно он находит себе Спасителя, и если спаситель ему не помогает — становится Агрессором, и так далее. Круг становится неразрывным, замкнутым.
Лучше всего не играть в такие игры. Рвать шаблоны. Не принимать те роли, которые навешивают люди, которым это выгодно.
Это негативная сторона ролей. Положительный аспект ролей в том, что роли упорядочивают наше общение и взаимодействие, помогают нам развивать отношения, углублять их. Также роли — это залог безопасности. Если бы все люди начали вести себя не в соответствии с ожиданиями — случился бы хаос, все бы стали маньяками.
Примеры ролей: Мужчина. Он же муж, сын, отец, брат, внук, офисный работник, подчинённый, покупатель магазина, водитель, пассажир, пациент, сосед, гражданин, рыбак.
Не все социальные роли равноценны для общества и равнозначны для личности.
Важные социальные роли — это:
- семейно-бытовые;
- профессиональные;
- общественно-политические.
Несмотря на мораль, нормы, догмы, принятые в обществе, несмотря даже на общественное мнение, важно понять, что социальная роль — это не жесткая модель поведения.
Каждый человек вправе играть свою роль по-своему, назначать себе свою роль и реагировать на собственную социальную роль. Если человек думает, что роль — это то, как оно и должно быть (допустим, роль жертвы) — это его право и его выбор оставаться жертвой. Для многих людей роли — неприемлемые для них маски. И когда человек пытается их носить, он ощущает, что он — ненастоящий, не живёт полной жизнью, запрещает быть себе самим собой. От этого тоже происходят неврозы и стресс.
По мнению психологов, чтобы гармонично реализовывать социальную роль — в неё необходимо добавлять своё авторство, инициативу и творческий подход.
Как осваивать социальные роли
У каждой социальной роли есть свои негласные права и обязанности.
- Обязанности — это то, что человек должен делать в соответствии с ролью. Например, если это роль матери — он должен до определённого возраста кормить и защищать своих детей. Было бы странно для матери, если бы она бросила своих детей или уморила голодом.
- Права — это то, что человек имеет право делать в рамках своей социальной роли. Например, он может просить помощь у других людей, исполнителей других социальных ролей, которые находятся с ним во взаимодействии.
Освоение роли начинается с того, что человек должен понять функцию этой роли, то, какой вклад он должен вносить в общество или сообщество. На работе это делать легче: там есть должностные инструкции, где всё написано. Но не всегда. Кроме профессиональных навыков, есть ещё личностные, те черты характера, которое общество ожидает. Например, начальник не может быть мягкотелым и пушистым, когда нужно уволить сотрудника за провинность, несмотря на то, что в должностной инструкции напрямую не написано, что боссу иногда важно проявлять жёсткость.
Если мы ожидаем от кого-то соответствующего ролевого поведения или кто-то ожидает такого поведения от нас — это называется экспектации. Экспектации могут не совпадать, например, молодые люди встретились, чтобы завести отношения, семью — а в их семьях совершенно разный подход к ведению хозяйства. Либо встречаются два представителя разных культур. Это порождает конфликты.
Как справляться с межролевыми и внутриролевыми конфликтами
Конфликты, связанные с социальными ролями, возникают часто. Например, человеку навязали или он сам выбрал новую для него роль, где у него нет навыков. Либо он вынужден совмещать 2 разнонаправленные роли, а морально и физически это почти невозможно.
Чтобы разрешать такие конфликты, сводить их число к минимуму, психологи рекомендуют:
- Корректировать свое поведение таким образом, чтобы никто не нарушал ваши границы и при этом чтобы ваши интересы были соблюдены, а потребности — реализованы.
- Научиться ответственности за свои решения, принимать эту ответственность и понимать, что любой выбор человек делает сам. Будь это выбор самой ситуации, либо выбор отношения к сложившейся ситуации.
- Выходить из зоны комфорта, не бояться пробовать и практиковать новые для себя роли. Если возникает межличностный межролевой конфликт — нужно постараться выйти из него максимально выгодно.
- Постараться уничтожить ситуацию или первопричину конфликта, если таковое возможно. Например, для этого может понадобиться покинуть окружение, тянущее назад, выйти из группы, вылететь из гнезда (взрослым детям — от родителей). Это может быть морально сложно, но выбор всегда за вами.
- Пересмотреть свои ожидания относительно самого себя и окружающих. Подумать о своих требованиях по отношению к себе и к окружающим.
- Заниматься творчеством. Это помогает высвобождать эмоции, поможет избежать психосоматических заболеваний.
- Заниматься спортом. Это нужно для подъёма уровня внутренней энергии и витальной силы, а также для здоровья. Здоровый человек гораздо лучше играет свои роли, чем нездоровый.
История теории социальных ролей в психологии
Понятие социальных ролей в психологию ввели американские ученые в начале ХХ века:
- Р. Линтон. Считал, что социальная роль — часть общественной структуры, представляет систему норм.
- Дж. Мид. Считал, что социальная роль — это «ролевая игра», в рамках которой человек усваивает нормы, принятые в обществе.
Другой ученый Толкотт Парсонс в середине ХХ века систематизировал социальные роли и выделил их классификацию:
- Эмоциональная составляющая. Многие роли подразумевают определенные эмоциональные проявления, либо их отсутствие. От комедийного актера ожидается быть эмоциональным, а медик наоборот должен проявлять хладнокровие.
- Способ получения. Роли можно получать по умолчания. Например, если мы родились — мы дети своих родителей и всегда будем играть роль детей. Другие роли мы должны добиться и подтвердить, например роль профессионального главного бухгалтера.
- Масштаб. Роли бывают ограничены аспектами взаимодействия социальных групп. Врач и пациент могут каждый в рамках исполнения своей роли обсуждать только вопросы здоровья. Двое друзей могут обсуждать гораздо более широкий круг вопросов, про здоровье и не только.
- Формализация. Это формальность отношений, обусловленная правилами и жесткими ролевыми стереотипами. Например, если человек пришёл в компанию на собеседование — он рассматривается только как кандидат, с ним ведут формальную деловую беседу о его навыках и причинах, почему он откликнулся на вакансию. Но когда человек уже становится сотрудником — он может близко подружиться с коллегами или даже пожениться на одной из них — формальные отношения перетекают в неформальные.
- Мотивация. У каждой роли есть мотивационная составляющая. От исполнителя роли ожидают определенных действий, поступков. Мотивацией может быть личная прибыль, либо альтруизм, работа на благо общества.
Вывод
Социальные роли влияют на нас, а мы влияем на них. Без социальных ролей мир бы настиг хаос, но иногда роли мешают нам проявлять своё творчество, таланты и жить полной жизнью. Поэтому важно уметь выбирать социальные роли, играть несколько, быть автором своей жизни, не позволять другим людям нарушать свои границы. Желаю вам больших успехов, у вас всё получится!
Если вам понравился этот материал, сохраните его в закладках или поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Также подписывайтесь на мои группы и каналы в соцсетях, где я делюсь полезной информацией о психологии и творчестве: