Этот материал про увлекательный маршрут подготовил Илья Халтурин, музыкант, знаток Урала, житель города Полевской. Маршрут, полный приключений и прекрасных видов Природы, способен вдохновить повторить себя! Если вы ни разу не плавали на сапе, не можете пока решиться — читайте эту статью, из неё вы узнаете, каково это со слов человека, испытавшего такой опыт. Материал эксклюзивный и уникальный: в интернете нет больше подобных статей!
Знакомство с сапом или как перестать бояться воды
Признаться, воды боюсь с детства. По гороскопу рыба. Что пошло не так? Из детства ли боязнь, когда меня чуть не утопили в бассейне или из прошлых ли жизней, не знаю. Но факт. Однако любить воду мне эта боязнь не мешает. Реки, пруды, озёра, водоёмы… с детства меня возили на природу, за что я безмерно благодарен родителям.
В 10-е годы нашего столетия стала набирать популярность новая забава – сап-борд (sup-board – standup paddle board). Для меня, очевидца со стороны, было заметно, что это не то же самое, что лодка и даже катамаран. И что при кажущемся простом управлении существует необходимость удерживать равновесие непосредственно на воде. Всё же интерес, любопытство и любовь к воде сделали своё дело. Я просил Вселенную дать мне возможность покататься с кем-нибудь на этой замечательной штуковине.
В июне 2024 года мне предоставился такой шанс в лице прекрасного человека, туриста, походника с огромным стажем – Валентиной. О том, что у неё имеется данное средство передвижения, мне было известно, ибо Валя поделилась со мной радостью приобретения за два года до дня описываемых событий.
В прекрасный и даже жаркий летний день мы отправились из Северского на машине (а у меня машины нет и прав тоже). Решено было сплавиться по речушке Полдневой Чусовой с села Полдневая до слияния вышеназванной реки с руслом Западной Чусовой, которая является более полноводной. Там же находится остановка автобуса (на Полдневую), сады и ключик, на котором мы по дороге оставили велосипед, дабы, доплыв до этого места, оставить меня сторожить сап, а Валю отправить на этом велосипеде до Полдневой, где припаркована машина. После чего она возвращается на машине (с великом в багажнике) и, загрузив сдутый высушенный сап, едем домой. Мы думали, что Полдневая Чусовая если не обмелела, то воды имеет немного, течение и глубина смехотворны (на описываемом участке) и препятствий быть не может. По этой причине я не стал приобретать спасательный жилет. Хотя на будущее решил обязательно эту ошибку исправить.
Машину мы припарковали возле продуктового магазина за углом от остановки 103 автобуса «Магазин Кедр». Вернулись с сапом (рюкзак с ним весит более 10 кг) к мосту через Полдневую Чусовую. Кому интересно – улица Карла Либкнехта. Спустившись с автодорожной насыпи, мы увидели – под мостом проложены два бетонных тюбинга, из которых с шумом вырывается коричневого цвета мощный поток. Полдневая Чусовая ныне выглядит так. Мало того, что речка-таки разлилась, подтопив немного берега (что заметно по «сухопутной» траве в воде), так ещё и, несмотря на жаркие дни, температура воды оказалась весьма неприветливой. Потому мы и выбрали жаркий день, чтобы, в случае внезапного купания (если я упаду с борта) быстрее обсохнуть. Впрочем, я, несмотря на наличие запасных вещей, морально всё же купаться был не готов.
Сап надували по очереди, хотя, если бы не жара, я бы справился один (в этот день ещё представится такая возможность!). Пока Валя относила в машину (около километра) ненужные вещи, я, сторожа сап, сделал единственные фото со всей этой прогулки! Ибо все вещи были перед отплытием спрятаны в надёжный гермомешок и завязаны. Утопить телефон я боялся не меньше, чем утонуть сам. В ожидании возвращения Вали я с тревогой и беспокойством смотрел на неистовствующий поток и думал, какая же здесь и далее глубина, насколько легко будет держать равновесие и вообще – не переоценил ли я свои силы, что согласился. А может, надо было стартовать всё же подальше от моста, где течение уже успокаивается.
Валя вернулась и мы довольно оперативно провели операцию по отплытию. На сапе обычно сидят на коленках или стоят. Но я сел как на лошадь, ноги по сторонам. Холодная вода ощутилась сразу, кроме того, сразу намокли плавки. К этому как раз-таки был готов. Боясь упасть, держался как мог за грузовые резиновые шнуры, под которыми намертво закреплён гермомешок с нашими вещами и пищей.
Несколько секунд страха и мало-помалу стала появляться уверенность в том, что равновесие всё же найдено, я не падаю, что сап под контролем. Я сел спереди, Валя позади с веслом.
Первые же метры пути потребовали от нас (от Вали, так как гребла она) сноровки по части аккуратности прохода между островками травы, разрезом берега и ветками, что свисали над нами. Через метров пятьдесят течение стало спокойнее, повороты плавнее, хоть всё также часто.
Немного успокоившись, мы услышали небольшой шум. Сперва я подумал, что это с фермы или с пилорамы. Шум приближался и я понял, что это вода. Сразу представил картинку, как из мультфильма или из фильма, где герои плывут на плоту, не зная русла реки, на которой внезапно встречается водопад. Так и оказалось! Правда, водопадом был небольшой перепад высоты, который и был источником шума. Примерно в метре над гладью воды переброшена бетонная плита, образуя своеобразную пешую переправу с одного берега на другой. С бетонной плиты свисали вниз, к воде, угрожающие «пальцы» арматуры… Сразу за препятствием не без труда угадывался брод, который используется для автомобильной и мототехники.
От места старта мы проплыли примерно 300 метров.
Без раздумий мы пристали к берегу, вышли и перенесли сап через опасное место.
Село заканчивалось, отчего мы решили, что дальше уже будет всё хорошо. Как бы ни так!
Проплыв ещё метров 600 по «бараньим кишкам», которые напоминает извилистость реки в плане, мы увидели ещё один порог, только больше прежнего! На этот раз без бетонных плит – перекат как перекат. Длиной метра полтора. Собрались было перенести сап по берегу. Я спешился. Но Валя, любительница адреналина и острых ощущений, проплыла этот порог на сапе одна под чутким взором объектива её же телефона, который она мне предусмотрительно выдала. Эпичное видео запечатлело этот спуск, который, к счастью, прошёл как по маслу. Сап скользнул и продолжил, не теряя положения к руслу реки, своё плавание. Далее за порогом шёл полуразрушенный жд мост. Поезда по нему не ходят уж не одно десятилетие. Наверное, это был подъездной путь на какой-нибудь карьер или рудник.
Пройдя по суше вдоль реки, я убедился в отсутствии подобных порогу сюрпризов в ближайшей видимости, и мы продолжили плавание.
После моста река значительно сузилась. Скорость течения стала ещё заметнее. Глубину замерить не смогли, ибо длины весла не хватало. Длина весла, если верить данным из интернета, 223 см. Но у нас оно было разложено не полностью, а согласно росту гребца.
Можно было бы, наверное, не грести, если бы река была прямая. Но она петляла, не давая расслабиться.
На протяжении следующих метров 400 начали попадаться многочисленные расчёски – склонившиеся к воде кусты и небольшие деревья, ветви которых доставали до воды и препятствовали спокойному продвижению. И если какое-то время можно было их обходить справа или слева, а то и под ними, отводя ветки руками в стороны, то в какой-то момент на пути возник приличный завал из этих самых веток.
Увы, на этом путешествие по Полдневой Чусовой для меня завершилось. Я решил слезть с сапа на берег. Это оказалось не так просто сделать. Несмотря на то, что воды прибыло, русло не доставало до кромки берега и надо было карабкаться на ветку деревца с сапа и по нему, держась за основной ствол, сойти на землю. Мне удалось это сделать не намокнув, но сразу же попал в кусты и в крапиву. Всё бы ничего, но был в шортах, которые не надевал много лет и в кои-то веки решил поехать в них. В шортах перспектива намокнуть не пугала. Зато от крапивы спасли бы джинсы, но их не было.
Сделав несколько шагов от воды, я услышал «плюх». Валя, пытаясь продраться сквозь плотную завесу из веток, оказалась в воде, но быстро вынырнула. В отличие от меня, она плавать умеет и воды не боится.
Мы решили разделиться. Я по суше должен был пройти вдоль реки и найти подход к реке после этих завалов, чтобы подсесть на сап, в то время как Валя решила всё же попробовать преодолеть завалы.
Шаги по суше были тяжелы – трава с меня ростом, гигантская хищная крапива, боязнь змей, а вскоре кочки и вода (болотина) не давали идти быстро. От реки я отошёл в сторону, так как меня отогнал небольшой лесок с буреломом, который я и решил обойти. Шёл вроде недолго и казалось, что приблизился к воде. Но реку не увидел, хотя ясно, что вот она – в зарослях. Решил окликнуть Валю и… ответа не последовало. Пройдя ещё несколько метров, повторил попытку. Результат тот же. Стал идти дальше вдоль предполагаемого русла. Оно не далее, чем в 50 метрах, но из-за того, что речка как бы в углублении, звуки не доходят. Либо по этой причине я не слышу её, а она, возможно, мне и отвечает. Как бы то ни было, очевидно было, что мы потерялись.
Если бы это был сериал, в этом месте можно было бы написать «Конец первой серии». Но это жизнь! Нужно что-то делать. Выдохнув, стал анализировать ситуацию. Я в сланцах, шортах, футболке, кепке и жилетке, в кармане которой 500 рублей, салфетки, Валины ключи и маленький флакончик с водой, чтобы можно было во время жары направлять на себя струю живительной прохладной влаги. Несмотря на то, что я уже изрядно покусан, особенно ноги, особенно крапивой, я, хоть и медленно, но в состоянии передвигаться. Телефон, разумеется, у Вали в гермомешке на сапе. А если бы он был, то связи здесь, очевидно, нет. Хотя от села мы отплыли не так далеко. Позади ещё видны были дома, справа от меня на возвышении старая насыпь и столбы с проводами, а на другой стороне реки метрах в ста сначала железная дорога Екатеринбург – Верхний Уфалей, а потом трасса. Из-за шума машин, кстати, возможно, мы и не могли услышать друг друга какое-то время.
Я прошёл вперёд ещё какое-то расстояние, предприняв последние попытки приблизиться к реке, надеясь ещё, что смогу обойти бурелом, преодолеть крапиву и понять характер русла.
Кочки стали ещё более неудобными, между ними болотная вода, примерно по колено. Хорошо, что не больше. Один из подходов к воде показался более чем странным. С виду русло, а вода там как будто стоячая, да ещё и на её глади много мусора, веток и зелёных разводов цветения. Возможно, это была старица.
На небольшом расстоянии от неё нашёл ещё один подход. Но он разочаровал ещё больше – речка наглухо завалена ветками и лесным растительным сором. Попытки докричаться до Вали с этого места также ни к чему не привели. Хотя звук по воде должен был доходить. Но или она за несколькими поворотами, или я её не слышу.
В этот момент я хорошо проанализировал возможные варианты. Очевидно, что до сюда Валя на сапе не доплыла. Стало быть, она где-то раньше. Участок от этой точки до места моей высадки не такой уж большой, но исчисляется несколькими сотнями метров. Это немного, но с учётом бурелома, заболоченного подхода и лютой крапивы – это просто дофига!
Я отошёл от русла реки в сторону старой насыпи, тянущейся параллельно реке на расстоянии примерно в 100 метров. На самом деле больше, так как река петляет.
С насыпи попытался увидеть характер изгибов берега, насколько он изрезан и где минимум зарослей. Выбрал издалека несколько точек подхода к воде. А точнее, точек для попыток подхода к воде. И начал по очереди к каждой из них подходить, двигаясь в общем в обратном направлении.
Не сразу, но это дало свой результат! К каждой выбранной условной точке подходить приходилось сквозь те же крапиву, заросли и ближе к реке через болотные кочки. Подходя насколько возможно к реке, не видя её, впрочем, из-за обилия растительности (но низина выдаёт), я продолжал докрикиваться до Вали.
То ближе, то дальше, я стал фиксировать направление Валиного ответа. Извилистость реки делала своё дело. И спустя несколько попыток удалось наладить более-менее устойчивую голосовую связь. При том, что саму реку я увидел, пробравшись с огромным трудом к берегу.
Визуального контакта не было. Но выяснилось, что Валя на другом берегу. Так как я не смог подойти к берегу так, чтобы указать своё место и вообще спуститься в сап, даже если Валя и подплывёт, на её предложение перевести меня через реку я предложил перейти к ней через разрушенный мост, который мы не так давно проплывали. Не знаю, сразу ли она поняла мою затею, но несколько раз я предложил её оставаться на месте. К тому же она сказала, что совсем рядом жд насыпь (Уфалейская, не путать со старой насыпью с «моей» стороны реки).
Уведомив, что иду к ней через мост, я стал продираться к старой насыпи, чтобы скорее дойти до моста. Увы, обилие канав с водой замедляли движение. Поднявшись на мост и перейдя его, к счастью, пешком это не представляет трудности, осталось с него благополучно спуститься. Дорога с моста на продолжение насыпи прерывается огромной многометровой ямой. Решив спускаться с правой стороны я тщательно продумал каждое действие, выбрав точки опоры. Боязнь высоты делает своё дело, но всё благополучно! Я слез вниз (спасибо тем, кто положил внизу доски) и двинулся в сторону действующей жд насыпи. По ней я прошёл несколько сотен метров – предполагаемой расстояние до возможного местонахождения Вали. Из-за изгиба реки угадать точно невозможно. К счастью, она сразу отозвалась на крик и вышла навстречу! Как я был этой встрече рад! Тому, что мы оба целы и невредимы. Синяки, покусы, царапины и следы контакта с землёй, водой и растительностью не в счёт.
Спрятав сап в кусты, мы по путям дошли до Полдневой, по дороге делясь впечатлениями и тем, как каждый из нас провёл время после моей высадки.
Судя по всему, высадиться мне на берег было правильным решением, так как вдвоём на одном сапе проползти через завал на реке было невозможно. Впрочем, и одному (Вале одной) это также оказалось нереально.
Какое-то расстояние она всё же преодолела, но попала в странное место, напоминающее дорожное кольцо, только на воде. Течение почему-то оказалось не оттуда, откуда следовало. Возможно, что-то поменялось на реке вследствие подъёма воды, да и наличие стариц и зарослей только сбивало с толку.
Припарковавшись на обочине трассы, мы дошли до сапа, сдули его, свернули и загрузились в машину. Сап невредим, мы тоже. Голод решено было утолить на ключике, там же, где оставлен велосипед, который не пригодился. В процессе принятие пищи было решено продолжить покатушки на сапе на Штанговом пруду, что находится между Верхним и Северским прудами.
В машину мы сели вовремя – хлынул яростный ливень. Из-за сплошной стены воды почти не было видно дорогу. Но на Штанговом пруду, как оказалось, дождя вовсе и не было.
Туча, которая выпроводила нас с Полдневой, прошла мимо. Остальные тучи также кружили вокруг да около, что позволило нам выдохнуть после неожиданных приключений на речке.
Надув сап (на этот раз я одолел его в одиночку), мы, без вещей и без телефонов, о чём я очень пожалел, в течение почти двух часов исследовали Штанговый пруд.
Доплыв до противоположного берега, поменялись местами. Теперь грёб я и получал огромную радость. Оказалось это совсем несложным делом. Управляется сап прекрасно! На очередном диком пляже Валя сошла на берег передохнуть, а я попробовал поплавать один. Грести и управлять сапом мне более чем понравилось. Интереса добавили появившиеся небольшие волны. А вот стоя управлять оказалось не так-то просто! Найти равновесие в состоянии покоя – это одно, а грести при этом – совсем другое дело. Пробовал и так и этак, не отплывая дальше пяти метров от берега. Надо сказать, что при движении в положении стоя, когда борт ударяется килем о дно или другое препятствие под водой, гребца наклоняет вперёд даже на небольшой скорости. Не знаю, как более опытным гребцам, но мне удержать равновесие при даже несильном ударе пока не представляется возможным. Потому успевал падать на коленки, чтобы не оказаться в воде.
Снова оседлав сап, поплыли далее. Пруд делает поворот и мы плывём, рассматривая домики улицы Вайнера. За водокачкой подплыли к берегу. Надо сказать, глубина там не прощупывается веслом уже на расстоянии одного метра от берега. Однако мы подплыли к бережку. Хотел пересесть поудобнее, так как ноги стали затекать. Слезая с сапа, я встал в ил. Не очень приятное ощущение даже в сланцах. Хорошо, что ила там не так много, но вода, и без того мутная, после моих бултыханий превратилась в грязно-серую взбаламученную жижу.
Двинулись обратно. Я понял для себя, что хочу мне нравится плавать по спокойной воде без катеров, без большого волнения. Утки и чайки – самое прекрасное соседство на воде.
Не знаю, какая глубина у Штангового пруда, но из разных источников узнавал, что от трёх до семи метров. От мысли, что под тобой семь (а может и больше) метров воды, становилось не по себе. Возможно, в жилете я был по спокойнее.
Доплыли не торопясь, хотя тучи сгущались всё сильнее. Пока вторично принимали пищу, сап подсох и мы его сложили, загрузились и на этом наше путешествие можно считать завершённым.
Прежде всего, я безмерно благодарен Валентине за знакомство с сап-бордом! Это прекрасное средство передвижения, отдыха, проведения времени в спокойном режиме. В нашем Полевском городском округе водоёмов более чем предостаточно как для изучения местной природы, так и просто для отдыха. Качание на волнах, крики птиц, негромкие песни ветра, меняющиеся вокруг пейзажи и картины из облаков – прекрасный отдых после праведных трудов.
Я решил в этом или следующем году приобрести себе свой собственный сап. Поглядим.
А Валентине также благодарен за приключение. За весьма полезную встряску, которая пошла только на пользу. К тому же, работа у меня сидячая и однообразная, а природу я всегда любил. Укусы и царапины от растений быстро зажили, усталость была приятная, но быстро прошла, болезненных ощущений после поездки и вовсе не было, а впечатления и воспоминания остались добрые и приятные.
А что до отсутствия фото, то, как сказал один очень хороший человек, дескать, чем меньше ты фотографировал, тем лучше отдохнул!