Свойства восприятия в психологии 🙋

Мы часто слышим слово — «Восприятие». Что оно есть, как определяется? И главное — как знания о том, что есть свойства восприятия в психологии, которые мы получаем из умных статей и научной литературы о физиологии, помогут нам в обычной жизни?

Зачем вообще учить психологию? Когда мы ищем какую-либо информацию об науке о душе — часто находим источники, написанные сложными терминами и академическими фразами, сквозь которые сложно продираться даже практикующему психологу! А что уж говорить о тех, кто не заканчивал психфака?

свойства восприятия в психологии
Здесь я постаралась осветить тему восприятия простым языком, с примерами из реальной жизни, избегая заумных слов.

Отличие восприятия от ощущений

Восприятие — психический процесс отражения в сознании происходящих явлений и предметов физического мира при их соприкосновении с органами чувств человека. Апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание — всё это тоже восприятие (синонимы). Perceptio переводится с латыни как субъективное чувственное познание окружающего мира.

Восприятие формируется благодаря:

  • ощущениям;
  • движению (в том числе движению глаз, осязающих объект рук и т.п.);
  • опыту;
  • памяти;
  • мышлению;
  • речи;
  • воле;
  • вниманию;
  • целям;
  • установкам.

Восприятие — не сумма ощущений. Отличие восприятия от ощущения в том, что восприятие — более сложный, комплексный процесс, направленный на узнавание объекта и построение его модели в сознании. Восприятие — это всегда активное исследовательское действие.

Результат восприятия — это образ объекта в целом. В то время как ощущения дают человеку понятия лишь об отдельных свойствах и частях объекта.

Восприятие изучать всегда сложно, так как оно субъективно: человек воспринимает объекты исходя из своего индивидуального опыта, знаний, установок, интересов, памяти и т.д. А у каждого человека — уникальный опыт и установки.

В основе понимания — 2 вида нервных связей: те, которые образуются в пределах одного анализатора или органа чувств, и межанализаторные связи, помогающие воспринимать абстрактные свойства предметов — величину, вес и т.п..

4 уровня воспринимания:

  • Обнаружение: субъект находит стимул.
  • Различение: формируется образ в сознании. Интересно, что если образ в сознании не сформирован, поступившая информация уходит в бессознательное. Иными словами, если вы что-то увидели, но не извлекли из увиденного смысловую, прагматическую информацию, это называется подпороговым восприятием, и такую информацию можно извлечь с помощью гипноза.
  • Идентификация: сличение образа с тем, на что он уже похож.
  • Опознание: категоризация, отнесение образа к определённому классу объектов, с чем приходилось иметь дело ранее
Воспринимая мир, человек обрабатывает при этом поток информации, идущий со скоростью 11 000 000 бит в секунду

Формы и виды восприятия

У восприятия есть внешние и внутренние факторы. К группе внешних относятся размер, интенсивность, контрастность, движение, повторяемость, новизна, узнаваемость.

Внутренние факторы выражены в том, что:

  • Восприятие стереотипно. У человека всегда есть ожидание увидеть то, что должно быть увидено, согласно прошлому опыту.
  • Восприятие всегда связано с мотивационной и потребностной сферами. Буквально — человек видит то, что хочет видеть, слышит то, что хочет услышать. В этом есть определённый самообман.
  • Воспринимая мир, человек ставит себя и восприятие себя в центр.
  • К внутренним факторам относятся личные особенности человека. Кто он — оптимист или пессимист.

Ещё у понимания есть три механизма, как оно отбирает, на что реагировать:

  • Принцип резонанса: всё, что соответствует вашим потребностям и ценностям, вы воспринимаете легче, быстрее, чем то, что не соответствует.
  • Принцип защиты: то, что не соответствует вашим ожиданиям, вы воспринимаете хуже.
  • Принцип настороженности: вы быстрее всего воспринимаете то, что опасно непосредственно для вас или вашей психики/спокойствия.

Восприятие контрастно: вы выделяете фигуру из общего фона. Оно подчинено также принципу группировки (похожие друг на друга стимулы вы собираете в структуры, группы) и константности — постоянства (одно и то же вы долгое время воспринимаете одинаково).

Чем ещё характеризуется апперцепция:

  • То, что вы видите рядом (объекты, события, людей) — вы воспринимаете их вместе. Точно так же, как и другой человек.
  • То, что похоже на другое по определённым признакам, вы тоже воспринимаете в совокупности.
  • Человек склонен видеть что-то непрерывное, текучее, а не сложные комбинации.
  • События, объекты и люди, расположенные друг к другу близко в пространстве и времени, воспринимаются как одно.
  • То, что попадает в одну общую зону — воспринимается как группа.
  • Предметы, события, явления, имеющие незавершённость, неоконченность или фрагментарность, воспринимаются как целые.

Апперцепцию можно классифицировать и по органам чувств (модальности): зрительное, слуховое, вкусовое и т.п.. А ещё есть восприятие существование материи: пространства, времени, движения. Стоит иметь в виду, что один из анализаторов всегда будет ведущим. Например, когда мы читаем, у нас работает зрение, а когда едим — вкус.

Прислушиваясь к тому, как человек строит слова и предложения в своей речи, можно вычислить, как он воспринимает, через какой основной канал. Такой приём используется в нейро-лингвистическом программировании. Считается, что это знание помогает найти подход к тем людям, которые воспринимают мир через каналы, отличные от наших, и установить взаимопонимание с ними.

Ещё воспринимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (непреднамеренным). В первом случае у вас есть цель. Во втором — в вашу окружающую действительность вмешивается среда и вынуждает вас реагировать на свои сигналы тем или иным образом.

Восприятие времени, движения, пространства

Когда мы воспринимаем пространство как таковое, мы оцениваем величину, форму, взаимное расположение объектов и предметов, рельеф, удалённость, направление.
Перцепция пространства — необходимое условие ориентировки.

Восприятие движения — это понимание скорости, направления объектов, предметов.

Основная анализаторная система при восприятии пространства и движения — зрительная. Такую апперцепцию обеспечивает бинокулярное зрение и синтез мышечных, осязательных ощущений. Конечно же, такой вид восприятия тесно связан с памятью, системами распознавания.

Визуальная картина мира кажется цельной. Но на самом деле она собирается из фрагментов результатов взаимодействий зон мозга. Отсюда поговорка: реальности не существует, она у нас в голове.

Уже в начале XXI века физиологи обнаружили более 30 участков коры мозга, связанных с глазами через зрительную зону и отвечающих за обработку визуальной информации.

Человек воспринимает движение благодаря принципу выделения фигуры из фона: движение — это фигура, а то, относительно чего объект движется — фон. Сетчатка глаза видит изменения в положении относительно неподвижных элементов и может оценить характеристики такого движения.

В темноте светящаяся неподвижная точка кажется двигающейся. Это происходит благодаря автокинетическому эффекту.

Апперцепция времени включает в себя оценку длительности и последовательности явлений, событий.

Восприятие времени — таинственная зона, которая слишком мало исследована. Нет прямой и единственной анализаторной системы, позволяющей воспринимать время. Если быть до конца честным — по поводу самого определения времени как категории ведутся споры. Считается, что во времени нет энергии, которая воздействовала бы на какой-то временной рецептор. Понимание времени зачастую связано с индивидуальным опытом, эмоциями и переживаниями человека. Есть мнение, что если человек испытывает радость, воодушевление, интерес или работает в «состоянии потока» — он не замечает времени, либо оно проходит очень быстро. И что если, наоборот, человек испытывает тяжесть, уныние, усталость от работы — время тянется.

Восприятие лица

Дети начинают воспринимать лица, отличая их от других круглых предметов, в возрасте 4-5 месяцев.

Если поражена веретенообразная извилина, которая находится между затылочной и височными долями мозга, у человека возникает прозопагнозия — потеря способности узнавать лица.

Область Вернике отвечает за усвоение и понимание речи. За восприятие количества, множественности отвечают лобные и задние отделы теменных долей, внутритеменная борозда.

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики. У людей, у которых обнаружена дискалькулия, внутритеменная борозда меньше по размерам, чем у людей, нормально воспринимающих числа.

Восприятие информации относится к полусознаельным процессам. Человек принимает и переребатывает знания о мире, людях, событиях. Чаще всего воспринимание информации происходит в контексте ситуации: чем благоприятнее ситуация, тем благожелательнее человек к ней относится и воспринимает.

Оленеводы могут определять на глаз, сколько голов стада пропало, даже если в стаде — 2000 особей. При этом они не умели считать в больших количествах.

Большое влияние на понимание информации оказывают стереотипы. Стереотипы — представления о вещах, основанные на чужих взглядах, мнениях, чужом субъективном опыте. Чаще всего они упрощены и стандартизированы.

Продолжение о стереотипах и о том, как использовать теоретические знания о психологии восприятия в повседневной жизни — в моём следующем материале. 👈

Опубликовано Ксения Воловик

Родилась в Москве 13 сентября 1986 года. В 2007 году окончила с отличием Российский Государственный Социальный Университет, по специальности Психология. Профессиональная деятельность: Интернет-маркетолог, копирайтер, HR-менеджер. С 2008 по 2020 год работала на позициях ведущего специалиста подбора, адаптации и обучения персонала в компаниях KPG Resources, Art Fashion Group, ООО Наука-Связь, Business Law Solutions, E100. С 2020 года профессионально занимаюсь копирайтингом, интернет-маркетингом. Топовый автор лидирующего медиа в сфере арбитража трафика и заработка в интернете Partnerkin.com, автор бизнес-платформы "Деловая среда". Творческая и литературная деятельность: Писатель, музыкант.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *