Для кого-то управление вертолётом — профессия, а для кого-то — необычное хобби. Если вы не профессиональный пилот вертолёта, но проявляете интерес к вертолётам и к управлению различными транспортными средствами, научиться управлять вертолётом так же реально, как автомобилем.
Также понадобится предусмотреть финансовую сторону вопроса: если вы хотите не просто пройти мастер-класс и поуправлять вертолётом 1 раз в жизни под чутким присмотром сидящего рядом инструктора, то рассчитывайте на сумму около 1,5 млн руб. Конечно же, нужно иметь крепкое здоровье и отличную физическую подготовку.
Удостоверение пилота вертолёта
Удостоверение пилота вертолёта даёт право управлять вертолётом в личных целях. То есть не обязательно наниматься в экскурсионное бюро, которое организует полёты на вертолётах над городом, или идти воевать, устраиваться в МЧС, в СМИ или в компанию по авиаперевозкам грузов. Можно взять вертолёт в аренду или купить его.
Если получить удостоверение профессионального пилота вертолёта, можно работать и зарабатывать по специальности. Средняя зарплата пилота вертолёта 80 000 — 100 000 руб., в зависимости от опыта, квалификации, региона.
Что нужно, чтобы научиться управлять вертолётом
Управлять вертолётом сложнее, чем самолётом. Помимо времени, денег и отличного здоровья, будущему пилоту вертолёта важно обладать такими качествами как:
- самодисциплина, собранность;
- отличная память;
- внимательность и умение быстро переключать внимание;
- умение быстро понимать и усваивать техническую информацию;
- высокая концентрация;
- координация.
Здоровье должно быть таким, чтобы обучающийся смог пройти ВЛЭК — врачебно-лётную экспертную комиссию. Там проверяются слух, зрение, сердечно-сосудистая система, психологическое здоровье. Эту комиссию нужно проходить раз в 5 лет, если пилот моложе 40 лет. Если же пилоту от 40 до 50 лет, он проходит комиссию раз в 2 года, если пилот старше 50 лет, он должен проходить ВЛЭК ежегодно.
Свидетельство частного пилота-любителя позволяет летать на вертолёте одному, но возить пассажиров за деньги нельзя. Для этого нужно свидетельство профессионального пилота.
Обучать будут только на той модели вертолёта, которую курсант планирует использовать затем для личных полётов. Самый распространённый вертолёт, на котором учат летать — Robinson R44. В свидетельстве пилота указывается тот вертолёт, на котором пилот обучался летать. Если пилот хочет переучиться и управлять другой моделью, он проходит дополнительный курс, и в его свидетельстве указывается, что он имеет право водить все те типы вертолётов, которым он обучался.
Где обучают пилотировать вертолёт
Обучение на пилота-любителя происходит в сертифицированном учебном центре или частной школе авиации. Там даётся теория и практика. Надёжный учебный центр содействует в прохождении ВЛЭК, может рекомендовать проверенные вертолётные компании, где можно купить вертолёт, комплектующие, помогает получить документы на вертолёт, зарегистрировать вертолётную площадку.
В начале обучения летать можно только над базовым аэродромом. Понадобится научиться взлетать, садиться, летать по кругу и зависать. Когда эти манёвры будут отработаны, появится возможность получить допуск в большое небо.
Программа обучения
Программы обучения учебного центра обязаны соответствовать требованиям Управления гражданской авиации. Теоретическая часть включает в себя изучение основ:
- воздушного законодательства;
- техники безопасности полётов;
- действия в экстремальных ситуациях;
- метеорологии;
- аэронавигации;
- аэродинамики;
- принципов радиосвязи;
- конструкции вертолёта.
Всего в теорию входят порядка 13 предметов.
Практическая часть включает в себя учебные полёты с инструктором, управление в стандартных, сложных условиях, вылеты по маршруту и вылеты на дальние площадки вне вертодрома. Чтобы получить свидетельство пилота, нужно отлетать минимум 40 часов, сдать экзамены. В том числе нужно пройти контрольный тест в Росавиации.
Продолжительность обучения
Обучение длится примерно 2 месяца, иногда дольше, в зависимости от расписания, о котором удалось договориться с инструктором. Если понадобилось повышение квалификации, переобучение на другой тип вертолёта — то это дополнительно 2-3 недели.
Если вы ранее управляли самолётом и хотите переучиться на вертолёт, переучивание также происходит по сокращённой программе в течение примерно 2-3 недель, в зависимости от количества часов, которые вы налетали.
Сколько стоит пилотировать вертолёт
Примерные цены на обучение зависят от программы, от типа вертолёта и от самого учебного центра. Так, в учебном центре от ХелиКо Групп расценки примерно такие:
- курс первоначальной подготовки Robinson R44 — от 1 849 000 руб. (43 часа — лётная подготовка, 232 часа — теория, 15 часов — зачёты и экзамены);
- курс первоначальной подготовки Robinson R66 — от 2 494 000 руб. (43 часа — лётная подготовка, 232 часа — теория, 15 часов — зачёты и экзамены).
Так выглядят цены на курсы, после которых можно получить лицензию пилота. Средняя цена 1,5 млн рублей. Если переучиваться на другой вертолёт — выходит чуть дешевле, порядка 700 000-900 000 руб. Есть более дешёвые варианты, подходящие для того, чтобы окунуться в небо ненадолго, понять, осознать, нужно ли это.
Например, если обучаться в Уральской Вертолётной Компании, то курс по подготовке пилотов на вертолёте ЕС130 В4 стоит от 168 000 руб. (164 часа — теория, 20 часов — тренажёр, 40 часов — практика).
Также для тех, кто просто хочет попробовать, что такое управлять вертолётом, и не имеет таких больших бюджетов, можно воспользоваться экспресс-курсами. Так, Аэросоюз предлагает экспресс курс от 15 750 руб.
Можно ли научиться пилотировать вертолёт в Москве
В Москве и Московской области существует несколько учебных центров, где возможно научиться управлять вертолётом:
- Уральская Вертолётная Компания — Москва;
- Аэросоюз — Москва;
- Хелипорт Реутов;
- Хелипорт Истра;
- Авиационный учебный центр «Робинсон» — Москва, Яхрома (несколько филиалов);
- Вертолайн — Москва, Яхрома;
- Финам Аэро — Серпухов (Большое Грызлово);
- АУЦ «Авиа ПАРТ» — Балашиха;
- Вертолетный Клуб «МДАэроГруп» — Красногорск;
- Хелипарк «Подушкино» — Одинцово.
Если вы из Санкт-Петербурга, в этом городе тоже есть известная частная школа — Авиаклуб «Piter Polet».
Есть также профессиональные лётные училища, куда следует поступать, если желание управлять вертолётом вы хотите сделать основной профессией, а не просто хобби:
- ЯАТУ ГА филиал ФГБОУ ВО СПб ГУ ГА;
- Филиал ФГБОУ ВО УИ ГА Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского;
- Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.
Что есть на панели управления вертолётом
Если сесть в вертолёт и посмотреть на панель, можно увидеть много приборов. Каждый имеет своё название и назначение. Элементы управления Robinson R44 следующие:
- рукоятка управления — с помощью неё вертолёт управляется по тангажу и крену;
- рычаг «Шаг-газ» — с помощью него управляется угол атаки лопастей главного винта, так можно увеличить или уменьшить общую тягу;
- педали — нужны для управления стабилизирующим винтом;
- управление устройством связи;
- компас;
- указатель подъёмной скорости, он же вариометр — показывает скорость подъёма и спуска;
- указатель авиагоризонта — показывает положение вертолёта в пространстве;
- указатель скорости;
- тахометр — показывает количество оборотов двигателя слева и главного винта справа;
- альтиметр, он же высотометр — показывает высоту полёта;
- индикатор давления впускного коллектора — показывает запас мощности;
- сигнальные датчики;
- датчик температуры воздуха во впускном тракте;
- часы;
- датчики двигателя — показывают давление масла, уровень топлива;
- управление приборами освещения;
- переключатель привода муфты — нужен для взлёта, для передачи момента с двигателя на главный винт;
- главный выключатель — для запуска аккумулятора, подачи энергии к узлам;
- выключатель зажигания;
- выключатель обогрева кабины вертолёта;
- выключатель вентиляции кабины;
- устройство внутренней связи;
- радиостанция.
Что важное при управлении вертолётом
Если ехать на машине, важно смотреть на линию горизонта, чтобы держать управление ровно. При пилотировании вертолёта важнее смотреть ближе перед собой, чтобы улавливать малейшие колебания в высоте.
Чтобы взлететь, нужно использовать правильно три основных элемента:
- рукоятку управления;
- педали;
- рычаг «Шаг-газ».
Чтобы увеличить скорость, нужно отодвинуть рукоятку управления от себя, но при этом успеть скорректировать тягу рычагом, а также скорректировать вспомогательный винт с помощью педалей.
Когда появился первый вертолёт
Первый вертолёт появился в 1907 году. Его построили Жак и Луи Бреге. Пилотом выступил Поль Корню, он на 20 секунд поднялся на высоту 50 метров.
Проекты вертолёта разрабатывал Леонардо да Винчи. Считается, что до него вертолёт пытались создать и разработать китайцы в 4-м столетии до нашей эры. Михаил Ломоносов также занимался проектированием вертолёта, а в XIX веке вертолёт разрабатывал учёный Павел Кузьминский.
Возможность вертикально взлетать без необходимости искать длинную посадочную полосу, высокая маневрированность — основные преимущества вертолёта по сравнению с самолётом. Вертолёт способен проникать в труднодоступные места, где невозможно провести автомобиль или посадить самолёт — например, в горы, леса.
Дополнительно прочитать о вертолётах детям и взрослым можно в книгах: