Такой жанр как бардовская песня любим многими. Бардовские песни звучат на туристических слётах и фестивалях, в походах, среди любителей байдарок, гор, пеших турпоходов, на творческих вечерах школ и клубов авторской, бардовской и самодеятельной песни. В статье окунёмся в историю этого жанра.
Бардовские песни: история и этапы развития
Сама по себе бардовская песня — это самобытное музыкальное явление. Первые бардовские песни возникли отнюдь не в советское время — а гораздо раньше, во времена Древней Руси. Песни под музыкальные инструменты пели бояны, гусляры, сказители, те, кто передавал из уст в уста былины, а также обладающие музыкальными талантами воины, дружинники.
Бардовская песня — это не только про музыку. Некоторые исследователи и вовсе говорят — это вообще не про музыку, а про Слово. Про те слова, тексты, которые вдохновляют душу. Булат Окуджава говорил, что бардовская песня — это поэзия под гитару. Такую же идею высказывал и Владимир Высоцкий.
Бардовская песня родилась на стыке таких старинных песенных жанров, как городской романс, кант — так называлась многоголосная песня, песни крестьян, песни молодёжи, студентов и даже на стыке блатной песни беспризорников.
По одной из классификаций исследователей-историков, в Советском Союзе в XX веке было два вида песни: официальная государственная песня и авторская. К авторской относились туристские, студенческие песни, то есть неформальные. Они характеризовались личностной направленностью, живостью. Первые бардовские песни под гитару, какие мы можем слушать на туристических слётах, появились в 1930-х годах. Первые советские барды — П. Коган, Н. Власов, Г. Лепский, М. Анчаров.
Некоторые считают одним из первых бардов Александра Вертинского. Он стал известен примерно в 1915 году. Он пел не только романсы, но и собственные песни на свои стихи.
Расцвет бардовской песни, укрепление, развитие пришлось на 1950-1960-е годы. Много песен и бардов родилось из выходцев биологического факультета МГУ — Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова, а также в Педагогическом институте имени Ленина — Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева. Распространению бардовской песни в 50-е годы способствовало технологическое развитие: появился магнитофон. Барды, которые пробудились в это время — Б. Окуджава, Н. Матвеева.
В 60-80-х годах развитие бардовской песни продолжилось. Появились такие имена как В. Высоцкий, А. Галич, В. Берковский, С. и Т. Никитины, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, В. Матвеева, В. Луферов, А. Ткачёв, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, Л. Семаков. Чуть позже к концу 80-х к ним присоединились М. Щербаков, Л. Захарчено, А. Иващенко, Г. Васильев.
Интересно, что исследователи выделяют в развитии авторской песни 3 важных этапа:
- Романтический этап, 50-60-е годы. Его основоположником считают Булата Окуджаву. Это песни о храбрых путешественниках, о пути в неизведанное, о самопознании. Авторская песня была тогда не популяризованной, а более интимной, душевной, исполнялась в компаниях среди «своих». Эти песни пели студенты, туристы, интеллигенты.
- Сатирический этап, 60-е-80-е годы. Один из основоположников — А. Галич. Характеристики этого этапа — песни протеста, песни на злободневность, песни, которые критиковали и высвечивали общественные проблемы. Ю. Ким, В. Высоцкий в своих песнях продолжали тему протеста, тему Правды и правдорубства.
- Лирические песни о войне, 90-е годы. Многие барды прошли войну сами, либо видели, как воевали их родители, детство многих бардов пришлось на лихие годы ВОВ. Песни о войне, созданные бардами, наполнены болью и показывают войну не как нечто пафосное и героическое, а как большое горе.
Бардовскую песню запрещали, она часто подвергалась цензуре и гонениям. Особенно жёсткое преследование авторской песни было в 80-х годах. Правительство усматривало в ней намёки на бунт — ведь барды поддерживали различных диссидентов и инакомыслящих. Недаром сохранилось много пародий о том, что все бардовские слёты во время Сталина и позже проводились под большим секретом, что могли приехать ЧК/НКВД и всех замести, и никого не волновало, почему барды собрались у костров.
Сейчас, начиная с 90-х годов, бардовская песня популяризуется. Отношение к ней властей постепенно становилось более лояльным. Уже в 90-х годах стали появляться телепередачи, посвящённые бардовской песне, различные конкурсы, открывались и продолжают открываться новые клубы, площадки для выступающих, школы, где собираются любители авторской и бардовской песни.
Например, одна из гитарных школ авторской песни — Ходынка, которая находится в Москве.
Бардовская песня — не для всех
Бардовскую песню многие обыватели не понимали, не принимали. И, к сожалению, не понимают и не принимают до сих пор. Считают отчего-то бардовскую песню низкосортной, непрофессиональной, дешёвой. Возможно, это от того, что многие авторы и исполнители песен не заканчивали музыкальных вузов, Гнесинку, Консерваторию, а кто-то даже не учился в детской музыкальной школе. Но секрет в том, что чтобы играть и петь бардовскую песню — образование не обязательно.
Так ч то с тем, что бардовская песня — нечто низкокачественное, можно поспорить. Бардовскую песню сочиняли и пели не просто праздные графоманы. Многие учёные, деятели культуры, науки, строители, геологи, профессионалы сочиняли, пели и популяризовали бардовскую песню. И продолжают нести бардовскую песню людям, знакомить со своим творчеством. Характерный пример — Александр Городницкий — великий человек, Гений, знаменитый талантливый учёный, океанолог. Разве можно песни человека такого Гения, такого Ума, такой Души, называть низкосортными и дешёвыми?
Многие исследователи наоборот относят такое явление культуры как авторская песня к элитарному жанру, противопоставленному массовой культуре. Это музыка не для всех, в отличие от эстрады и «заказных» песен.
Бардовская песня входит в многочисленный пласт поджанров более широкого жанра — Авторской песни. Что такое Авторская песня? Это песня, в которой автор поёт о том, что его волнует, о своём опыте, чувствах, о том, как он видит мир. Цель авторской песни — не развлечь публику, не сделать красивую незамысловатую фоновую музыку, как, к сожалению, музыку привыкли воспринимать многие. Цель авторской песни — это диалог. Диалог о человеческих ценностях, о добром и светлом, о вечном. Диалог, который преображает души, побуждает расти духовно, творчески. Даже те, кто не сочиняют, а слушают и любят авторскую и бардовскую песню — уже творцы. Они обладают созвучными душами.
Считается, что как таковой термин «Авторская песня» появился примерно в 60-х годах XX века. По одной из версий, термин этот ввёл Владимир Высоцкий (который никогда не любил, когда его называли «бардом»), по другой — Ада Якушева. Термин этот уже упоминался и употреблялся в журнале «Юность» Аллой Гербер, писательницей и кинокритиком.
Бардовская песня в России и в Европе
Бардовская песня — исконно русское явление. Ни в одной стране мира не существует такого жанра. Да, есть так называемый фолк, фолк-рок, народные песни фермеров и селян в Европе и США, но это всё совсем другое. Бардовская песня на Руси, в Советском Союзе и в России истинно самобытна.
Что касается Европы, первые барды, как говорят историки, появились во времена расцвета кельтов, примерно в VI веке до нашей эры. Барды восславляли ратные подвиги воинов, перепевали на свой лад мифы и сказания. Сюжеты многих песен бардов изобиловали фантастикой, архаичным мышлением, верой в сверхъестественное. И при этом воспевались человеческие чувства, сила духа и характера человека. Также наряду с бардами были филиды — это сказители саг из Ирландии и скальды — певцы и поэты Скандинавии. Ирландские саги не были песнями в прямом понимании этого слова: это были прозаические напевные произведения с музыкальными и стихотворными вставками, сказы.
Интересно, как по-разному называются барды в других странах. На Руси барды — это гусляры, сказители, бояны, на Украине — кобзари, в Средней Азии — акыны, в Закавказье — ашуги.
Наряду с бардами примерно в веке XVII, как говорят историки, появились менестрели. В эпоху романтизма они прославляли любовь и героизм, путешествовали, пели романсы для простого народа.
Бардовская песня и гитара
О чём поют барды? Они поют о таких качествах и ценностях Человека как Мужество, Смелость, Стойкость, Трудолюбие, Самоотверженность. Бардовская песня глубоко патриотично. Барды поют о красоте родной природы, о путешествиях, о закалке и испытании характера, о дружбе, отваге и чести, о любимых людях, о своих семьях, отцах, детях, жёнах, братьях. Бардовская песня очень искренна. Это очень душевная песня, и её нужно слушать с особым настроем, с открытым сердцем. Её нужно слушать, полностью понимая и принимая себя — или учась понимать и принимать себя. Бардовскую песню не получится слушать легкомысленным фоном просто так, например занимаясь легкомысленными ничего не значащими делами, плюя в потолок.
Почему бардовская песня исполняется под гитару? Один из бардов говорил — музыкальные инструменты разрушают тишину, и только одна гитара умеет создавать тишину. Ту тишину, которая нужна для тёплого душевного разговора. Поэтому гитара и бардовская песня неразделимы.
В 1967 году произошло событие, которое вывело бардовскую песню на новый уровень, дало ей больше развития, укрепило статус. Событие это очень грустное. Добрый, отважный студент и молодой бард Валерий Грушин во время водного похода бросился спасать детей, которые попали в аварию на перевернувшейся лодке в Восточных Саянах. Детей он спас, а сам не сумел. Его так и не нашли. Его память решили сохранить навеки, среди потомков. Так появился знаменитый на всю Россию и даже на весь мир Грушинский фестиваль или фестиваль памяти Валерия Грушина. Он проводится каждый год в первые выходные июля и собирает десятки, а иногда сотни тысяч гостей со всей страны и из других стран. Фестиваль проводится в Самарской области, недалеко от Тольятти на Мастрюковских озёрах и берегу Волги. Туда съезжаются известные барды с разных уголков России, почти четыре дня подряд исполняют песни, общаются с неравнодушными и причастными. Там проводятся конкурсы и оценочные мероприятия, которые выявляют новых перспективных и талантливых молодых бардов и авторов.
Хоть и есть такое мнение у старожилов и давних завсегдатаев, гостей Фестиваля, что «Грушинка» сильно испортилась, опопсела, всё же побывать там хотя бы один раз в жизни стоит. Особенно если вы неравнодушны к бардовской песне, походам, путешествиям и приключениям.
Кстати, Грушинский Фестиваль — не единственный, который проводится летом. Если вы ищите место, куда отправиться на захватывающее музыкальное приключение и желательно поближе к Москве — то вот статья для вас.
В основе авторской песни — глубокие чувства и мысли, которые идут из души. Эта песня не пишется на заказ. Авторская песня — это о том, что хочет сказать автор, чем хочет поделиться, и он делает это исключительно по велению души. Поэтому авторскую песню могут понять далеко не все, а только те, мысли, чувства и души которых созвучны с душой автора.
Приглашаю на свой YouTube-канал, где я в том числе выкладываю свои авторские песни!
Также приглашаю в мою ВК-группу и на Telegram-канал, которые посвящены творчеству!