Заинтересованная аудитория, большое количество активных подписчиков могут дать начинающему писателю немало очков в битве за внимание издателя.
Когда писатель отправляет рукопись в издательство, в информации о себе он может указать, что намерен сделать для продвижения своих книг. В частности, он может упомянуть о готовой активной аудитории, предоставить ссылки на свой блог.
Если у него в той же группе Вконтакте или на Ливжурнале тысячи подписчиков, которые оставляют комментарии и отзывы на книги — издатель обратит внимание на такого новичка больше, чем на стандартный самотёк рукописей ноунеймов.
Как вести блог писателю, чтобы получить успех
Сначала рассмотрим варианты, где заводить блог:
- Живой журнал.
- Собственный сайт, например созданный при помощи WordPress.
- Писательский портал Author.Today.
- Яндекс.Дзен.
- Вконтакте.
- Телеграм.
- YouTube.
Наилучший выбор — сочетать несколько каналов. Например, искать и прогревать потенциальных читателей Вконтакте, затем вести их на свой сайт, где они смогут приобрести книги, познакомиться поближе с авторским миром.
Выбрать канал поможет знание своей целевой аудитории. Кто читатели, каков их усреднённый портрет? Где они могут собираться?
Например, любители фэнтези про попаданцев тусуются на Автор.Тудей, а любители женских романов — на Яндекс.Дзен. Это не аксиома, а просто пример. Любую гипотезу следует проверить, собирать информацию с каждой площадки, узнавать, что за люди туда приходят.
Полезная статья, как определить аудиторию для своей книги
Яндекс.Дзен — интересный вариант, если писатель пишет литературу на продажу, конъюнктурную литературу. На Яндекс.Дзен собирается много потенциальных читателей. Алгоритмы площадки сами продвигают статьи, показывают в рекомендациях потенциальной аудитории. Если опубликованные на Дзене материалы нравятся, алгоритмы начинают показывать их всё большему количеству людей, растут охваты.
Писательский Телеграм-канал помогает установить тесную связь с аудиторией. Читатели получают сообщения в мессенджере всякий раз, когда на канале появляется что-то новенькое. У Телеграм есть недостаток, который я заметила на собственном опыте. Несмотря на то что в Телеграме зарегистрировано довольно много людей, мессенджер удобен не всем. Львиная доля моих читателей предпочитает ВатсАпп, ВК и другие каналы, и попытка привлечь их в Телеграм может не всегда увенчаться успехом
Идеи по контенту, о чём писать в свой писательский блог:
- показывать отрывки рукописей, фрагменты книг;
- рассказывать о закулисье, например о том, как продвигается написание рукописи;
- рассказывать о героях, персонажах — если это художественная книга;
- приводить скрины отзывов читателей и благодарности;
- делать обзоры и рецензии на книги, которые похожи по жанру и стилю на ваши;
- рассказывать о посещённых мероприятиях для писателей, тусовках, встречах с коллегами, мастер-классах;
- рассказывать о том, чему вы научились в процессе работы над книгой;
- выкладывать видео буктрейлеры;
- начитывать отрывки книг на аудио;
- публиковать стихи по вашим книгам;
- публиковать песни и музыку, которая ассоциируется с вашими книгами;
- публиковать фото, арты, изображения, рисунки, связанные с вашими книгами или напоминающие о сюжетах;
- публиковать контент от читателей-фанатов — когда кто-то пишет стихи или рисует ваших персонажей;
- рассказывать повседневные отвлечённые вещи: писатель тоже человек;
- публиковать профессиональный юмор, шутки, анекдоты о писательстве, либо даже анекдоты о персонажах;
- запускать опросы и голосования, какой персонаж нравится больше;
- публиковать варианты обложек книг;
- рассказывать об успехах, например, сколько читателей прочитали, оценили книги;
- выкладывать видео с постановочными съемками по мотивам книг, например когда писатель вместе с друзьями разыгрывает интересную сцену из своей книги;
- делиться советами и лайфхаками по писательству, инсайтами из личного опыта.
Для блога важна регулярность. Читатели должны привыкать к определённому ритму, темпу выхода публикаций. Регулярность важна также для продвижения и для привлечения новых читателей. Посты должны появляться постоянно, быть уникальными, неповторимыми и интересными.
Бесполезно начинать вести блог, писать там сначала каждый день по 10 постов, а потом забрасывать на пару месяцев. Так это не работает.
Темп нужно определить самостоятельно. Для кого-то это будет раз в день, а для кого-то раз в неделю. Чтобы не было долгих периодов бездействия и тишины в блоге, полезно подготавливать контент-план — расписывать посты на месяц вперёд. В какие-то дни можно написать отвлечённый пост, вне контент-плана, например пришла новая идея или случилось приятное событие, которым хочется поделиться. Но надолго блог оставлять не следует.
У блога должна быть цель. Блог ради блога — не лучший вариант. Цель может быть не только продать книги. А хотя бы сообщить читателям, что ваши книги существуют, почему и чем они могут быть интересны. Блог также должен побуждать читателей заинтересоваться, прийти на ваши книги, скачать их ознакомительные фрагменты, бесплатные версии или купить.
Блог не должен быть навязчивым и агрессивным. Никто никому ничего не должен, и читатели не должны и не обязаны читать ваши книги. Блог и контент в нём должен подаваться таким образом, чтобы сам читатель пришёл к нужному вам решению. Что ему просто нужно, просто жизненно необходимо добраться до вашей книги и прочесть её.
Блог должен содержать на видном ярком месте ссылки на ваши книги. Они должны быть выложены в удобном формате. Многие читают с электронных устройств, со смартфонов. Нужно предлагать ваши книги сразу с готовой конвертацией в нескольких форматах. В идеале должна быть идеальная вёрстка, все книги должны быть вычитаны, отредактированы.
Полезная статья по редактированию с прикладными лайфхаками и рекомендациями
Как привлекать аудиторию
Варианты привлечения аудитории зависят от выбранной площадки, где ведётся блог.
Яндекс.Дзен. Здесь алгоритмы сами приводят аудиторию. Важно писать такие тексты в блог, чтобы они по-настоящему цепляли людей, заставляли их писать комментарии, ставить оценки.
- Вконтакте. Чтобы продвигать свой блог здесь, понадобится хорошая грамотная реклама. Например, можно включить таргетированную рекламу, либо скоординироваться с блогерами, чтобы они порекламировали ваш блог у себя, либо купить рекламный пост в тематических группах. Важно сообщить в своей рекламе, чем ваш блог полезен, почему на него стоит подписаться, выделить ценность.
- Телеграм. Можно купить рекламу в схожем Телеграм-канале. Найти такой канал можно на бирже Telega.in, либо с помощью сервисов telemetr.me и tgstat.ru. Суть такая же, как и при продвижении через ВКонтакте: донести ценность и пользу вашего блога до аудитории в рекламе.
- Свой сайт, Живой Журнал. Тексты ранжируются и показываются в поисковых системах Яндекс, Google с помощью SEO — поисковой оптимизации. Нужно провести анализ ключевых слов, по которым вы хотите продвигаться, употреблять их в заголовках, подзаголовках, названиях картинок, в первом абзаце.
Другие способы продвижения:
- оставление комментариев от имени писательского сообщества-блога, если блог ведётся в отдельном паблике;
- упоминание о блоге в подписях в электронных письмах, на визитках;
- конкурсы и розыгрыши своих книг;
- взаимопиар;
- личная беседа — например при знакомстве с человеком, при приглашении его в друзья и подписчики.
С блогом и с аудиторией нужно работать. Регулярно нужно просматривать комментарии, отвечать на них. Быть готовым к критике. Если человек задира, вызывает на разговор — ответить только один раз, предельно мягко, нейтрально. Не вестись на провокации. Если хороший, позитивный комментарий — обязательно поблагодарить.
Полезная статья, как относиться к критике и критикам
Также нужно собирать аналитику. Смотреть, какие посты заходят, а какие наоборот провальные, что аудитории нравится, что не нравится. Составлять список типичных запросов и вопросов, которые читатели задают в комментариях. Анализировать, что за читатели приходят — их пол, возраст, интересы. Все эти встроенные инструменты аналитики есть в каждой соцсети. На основе полученных данных нужно предпринимать действия, вносить корректировки в стратегию.
Как оформлять блог писателю
Оформление — это тоже элемент рекламы и продвижения. Встречают по одёжке. По сути оформление блога, подача материала, свой стиль — это про личный брендинг.
Важно в самом описании блога, на главной странице, в шапке или закреплённом посте вкусно подать основную ценность. В идеале должно быть так: пользователь перемещается на блог писателя, смотрит, и у него первая мысль — «ВАУ! ХОЧУ ПОДПИСАТЬСЯ!!!».
Другой важный аспект — в интернете люди любят красивые картинки и видосики. Об этом следует подумать. Яркие картинки приковывают взгляд, позволяют задержать внимание. Видосы имеют такой же эффект, только сильнее, особенно если это короткие забавные клипы.
Картинки можно брать на бесплатных фотостоках, либо генерировать с помощью бесплатных нейросетей.
Интересные бесплатные фотостоки:
- Unsplash
- Istockphoto
- Icons8
- Flaticon
- Gratisography
- Freepik
- Free-images
- Rgbstock
- Free Digital Fhotos
- Free Photos Bank
- Avopix
- Freestockimages
- Picjumbo
- Stocksnap
- Splitshire
- Nos.twnsnd
- Designerspics
- Lifeofpix
- Isorepublic
- Kaboompics
- Picography
- Stockup.sitebuilderreport
Нейросети, где можно сгенерировать картинки для своего блога, а также заготовки для обложек своих книг:
- ThisPersonDoesNotExist — фото несуществующих людей;
- WOMBO Dream — различные изображения, например пейзажи, предметы, животные;
- Starryai — любые изображения на основе текста;
- Night Cafe — любые изображения на основе текста;
- PixAI.Art — любые изображения, результаты получаются достаточно реалистичными;
- Stable Diffusion — любые изображения;
- Kandinsky 2.1 — любые изображения;
- Craiyon — любые изображения;
- ruDALL-E — любые изображения;
- Accomplice — любые изображения.
Бесплатные редакторы обложек, заставок, превью, инфографики и презентаций:
Полезная статья, как сделать обложку для своей книги
Подытоживая сказанное, как вести блог писателю, по сути каждый должен определить для себя сам. Всё зависит от целей, от результата, который писатель хочет достичь. Желаю вам творческих успехов!
Больше полезностей — в моем ТГ-канале о психологии, бизнесе, творчестве и технологиях, а также в моей ВК-группе про позитив и творчество. Заходите и подписывайтесь!