Психологи считают, что когда человек играет — он внутри меняется, в силу того что берёт на себя роль персонажа. Внешне он остаётся прежним, но внутри меняется сильно. Компьютерные игры — это деятельность, связанная с конструированием миров.
Конструирование миров
Термин «конструирование миров» предложил психолог Асмолов А. Г. Это создание образа мира в психике. В мир компьютерной игры входят виртуальные люди, страны, города, эпохи.
Каждая игра имеет свою физику, свойства пространства, историю, течение времени, философию и мораль. Играя, геймер действует в сконструированном мире так, как хочет и как того позволяют технические правила, требования игры. Это похоже на карнавал, только степень свободы выше.
Пример: в играх можно убивать искусственных виртуальных людей. Или заниматься воплощением других своих запретных желаний. Причём абсолютно безнаказанно, находясь в выбранной роли выбранного персонажа.
Феномен дум-образных игр
Игра DOOM затрагивает глубинные и мощные архетипы. Суть игры — проникать в тёмные лабиринты, населённые чудищами, сражаться с ними при помощи различного оружия, разгадывать загадки, раскрывать потайные двери и собирать магические ценные предметы.
Игра DOOM бьёт сразу по нескольким триггерам. Мотив лабиринта, тёмного подземелья — это спуск в глубины подсознания. Встречи с монстрами — равно суть встречи со своими внутренними демонами. Поиск клада, интерес к решению загадок — то, что даёт мозгу источник дофамина, эндорфинов и здорового адреналина. То, что заводит, возбуждает, воодушевляет. Когда человек занят поисковой, исследовательской активностью, которая ему интересна — он испытывает целую гамму положительных эмоций.
Психологи считают, что лабиринт берёт начало от мифа о лабиринте Минотавра в Кносском дворце на Крите. Человек, играя в игру и желая убить чудовищ — минотавров — в лабиринте, берёт на себя роль славного героя Тезея. Игрок сливается с образом бесстрашного смельчака, способного сразить монстра. Он идёт в лабиринт, превозмогая страх быть убитым чудовищем.
Лабиринты имеют не только психологический, но и эзотерический смысл. Лабиринты строили наши предки во многих частях света, полагая, что если пройти по нему, можно обрести космическую энергию.
По образцу DOOM создано много игр — целая категория дум-образных игр. Графика стала более реалистичной и усовершенствованной. Дум-образные игры вышли далеко за пределы компьютера. Создаются кинофильмы, музыкальные произведения, литература по играм — целый пласт субкультуры.
Компьютерные игры и виртуальная реальность тесно связаны с феноменом восприятия мозга. Мозг воспринимает эмоционально воображаемые события равнозначно, как и реальные. То есть для мозга всё, что происходит в игре — не понарошку, а по-настоящему. Вот почему проигрыш в игре, либо когда не получается пройти уровень, либо смерть главного персонажа, даже если геймер играет не на деньги, вызывает бурные эмоции, способна вогнать в депрессию и фрустрацию.
Некоторые люди, когда видят игру со стороны, сначала испытывают неприятие, не понимают смысла — почему другие сидят и играют. Потом, когда садятся сами, затягиваются в игру. Чаще всего играют ночью, несколько часов подряд. Пройдя игру до конца, теряют к ней интерес, потому что игра становится изученной и уже скучной. Обычно к уже пройденной игре потом не возвращаются никогда.
Примечательно, что в игры играют не только подростки-мальчишки. Такой стереотип сформировался в обществе из-за различных кинофильмов. На самом деле в игры играют взрослые солидные люди с высшим образованием, мужчины и женщины. Девушки далеко не всегда выбирают главных женских персонажей — наоборот, могут спокойно играть за крутого мачо-вояку, обвешанного горой мускулов и оружия. Мужчины могут запросто играть за утончённую эфемерную эльфийку. Игра масок.
Почему возникает зависимость от компьютерных игр
Компьютерные игры — не только дум-образные, но и даже обычные логические вроде Тетриса, Lines — вызывают иррациональное отношение и переживания. Игры одновременно притягивают и отталкивают. Игрок не понимает, почему он играет, что приносит ему удовольствие от процесса. Это происходит от того, что играя, находясь в процессе игры, человек находится в изменённом состоянии сознания — в трансе, бессознательном состоянии. Так считает психолог И. Бурлаков, исследователь феномена психологии компьютерных игр.
Игра и нахождение в ней компенсируют чувство тревоги, возникающее в повседневной жизни. Играя, человек отвлекается, забывается, переключает мозг — подобно тому, как он отвлекается, употребляя алкоголь или наркотики. Опьянение это ведь тоже изменённое состояние сознания.
Человек не может оторваться, потому что игра формирует незавершенные действия. В игре не бывает такого, что все персонажи прокачаны, все лабиринты и квесты пройдены, все монстры убиты. Психологически человеку сложно прерваться, когда он что-то не закончил.
Если у человека всё хорошо с хобби, личной жизнью — он воспринимает игры как часть мировой культуры, может в них играть, может не играть. Если же у человека не всё хорошо — игра может стать его потребностью. Так возникает зависимость. Выделяют несколько причин зависимости от игр:
- отсутствие яркости, вкуса жизни, интересных мгновений и впечатлений — человек считает, что его жизнь сера и скучна;
- комплекс неполноценности, психологические травмы — человек, отождествляя себя с героем игр, воплощает скрытые желания;
- неудовлетворённость личной жизнью, общением, отношениями — человеку не хватает коммуникативных навыков выстраивать отношения с окружающими, он предпочитает уходить от отношений в виртуальный мир.
Также психологи считают, что от типа игры зависит, насколько она опасна или не опасна с точки зрения вызывания зависимости. Наиболее опасны ролевые игры от первого лица — те, где нужно примерять на себя определённую роль, «костюм», маску. Например, эльфа, орка, гоблина, десантника, спецназовца. Менее опасны неролевые игры, например логические, где нужно складывать квадраты и кубы в фигуры.
Кроме игр от первого лица, выделяются ещё ролевые игры от третьего лица, то есть где персонаж виден как бы в полный рост, сверху или сзади. Ещё выделяют «руководительские» игры — это когда человек управляет группами героев, вроде стратегий, Героев Меча и Магии.
Также есть сетевые ролевые игры, вроде Linage, когда играет несколько игроков. Психологи относят их к наименее опасным типам по той причине, что у человека сохраняются контакты с окружающими, он общается в процессе игры с другими игроками и не совсем уходит от реальности.
Признаки игровой зависимости
К типичным, основным признакам зависимости относятся случаи, когда:
- игрок раздражается, нервничает, сердится, когда его отрывают от игры, например телефонным звонком, разговором, просьбой помочь по хозяйству;
- игрок теряет контроль над временем, не может остановиться, даже когда ставит себе чёткий срок — поиграть всего час (а потом ещё минут 10, ну ладно, 15, ну ладно, ещё часик можно… а, потом ещё часик, пожалуй, тоже можно себе позволить… ещё часик…);
- если игрок не играет — он обсуждает игру, говорит только о ней и о том, как он мечтает снова сесть за компьютер;
- игрок забывает о своих обязанностях, работе, учёбе, ему становится всё равно, что он играет всю ночь и не попадёт к 9:00 в офис;
- человек ест прямо за компьютером, спит 1-2 часа в сутки, либо не ест совсем, не моется, не бреется, не ходит в туалет.
Если замечены эти признаки у себя, родных, близких, и справиться с ними самостоятельно не получается — важно как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью. Игровая зависимость имеет несколько стадий развития, и лучше выявить ее и принять меры, когда она на ранней стадии:
- Лёгкая увлечённость. Человеку понравилась игра, он получил положительные эмоции, играет эпизодически, в качестве хобби, когда есть свободное время. То есть приоритет свободному времени он отдаёт игре, а не чему-то другому, например прогулкам, чтению книг, спорту.
- Увлечённость. Возникает острая потребность играть. Человек может даже отложить важные дела, чтобы сесть за игру, например, прогулять часть лекций в университете, посчитав их ненужными.
- Зависимость. Игра становится жизненно необходимой деятельностью; при невозможности играть наступает ломка.
Кроме психологических проблем, конфликтов, игровая зависимость чревата большими финансовыми потерями, долгами, кредитами. И вовсе не из-за того, что игроку нужно каждую неделю-месяц покупать дорогие диски с играми или дорогой игровой комп. Многие игры предусматривают систему внутренних покупок разных игровых предметов. Чтобы получить более выгодный виртуальный «игрушечный» предмет, игроки тратят на него реальные деньги, причём не маленькие.
Что развивают игры, чем они полезны
По утверждению И. Бурлакова, игры развивают ловкость рук, скорость реакции на уровне пальцев. Ведь играя в игру, человек вынужден в правильной последовательности и с нужной скоростью в нужный момент нажимать на кнопки мыши (клавиатуры, джойстика).
Второй навык, который выделяет Бурлаков — обучение быстрой обработке информации в условиях постоянного стресса и дефицита времени. Каждый новый уровень игры и монстры сложнее предыдущего. Чтобы пройти все уровни, игрок должен постоянно повышать скорость и точность реакций, подстраиваться и адаптироваться под ритм игры.
Киберпсихолог Наталия Богачева считает, что игры развивают такие навыки, как:
- Повышение самооценки. Игрок, проходя уровень за уровнем, чувствует себя мастером, профи — всё получается, всё под контролем. Получилось в игре — значит, получится в какой-либо другой сфере жизни.
- Когнитивное развитие. Играя, человек получает новые навыки, например ориентация в пространстве, решение головоломок, поиск предметов. Поисковая активность приносит удовольствие.
- Социализация. Если человек играет с друзьями, игра рассматривается как инструмент, объединяющий людей, позволяющий раскрываться себе и другим в позитивном весёлом общении.
- Иностранные языки. При игре на английском или ином языке приходится базово изучать слова, фразы, чтобы понимать персонажей, значение тех или иных предметов, заданий, текстов. Если играть в сетевую игру с иностранцами — можно здорово прокачать речевые языковые навыки.
- Стратегическое мышление. Этот навыки развивают игры-стратегии.
- Зрительное внимание, оперативная память. Эти навыки развивают квесты, игры-головоломки, где нужно запоминать предметы, чтобы потом к ним можно вернуться — например, в какой комнате ключ от красной двери, в какой комнате синяя дверь, за которой ключ от зелёной.
От себя лично я бы добавила развитие специфических навыков, которые развивают узко направленные игры. Например, была такая двухмерная игра Math Rescue, старенькая олдовая. Там надо было решать математические задачки, складывая и вычитая цифры, и чем быстрее их складываешь и вычитаешь — тем больше получаешь бонусов. То есть налицо прокачка умения считать в уме, причём быстро.
Также приходилось играть в игры, где надо было считать виртуальные деньги, соображать, что на них стоит купить, а что не стоит, выгадывать, экономить, откладывать. То есть прокачка финансовой грамотности, базовых навыков инвестиций.
Очень многие игры пробуждали интерес к культуре и искусству. Например, о произведениях композитора Шарля Камиля Сен-Санса, писателя Г. Ф. Лавкрафта и других книгах, фильмах, картинах, музыке я узнала впервые только после того, как поиграла в игры, где эти произведения использовались. То есть игры дают расширение кругозора, повышение культурного уровня.
Конечно же, игры дают вдохновение, пробуждают и развивают творчество, креативность. Многие умеренные игроки (те, кто играл умеренно, без зависимости) под впечатлением от игр рисовали, писали стихи и песни, рассказы, причём не обязательно фанфики. Игры развивают определённую насмотренность, вкус, дают представление и понимание разных стилей в современном искусстве.
В связи с этой пользой элементы компьютерных игр часто используют для обучения, причём не только детей. В современных компаниях всё более популярна геймификация. Её используют даже в мотивации персонала. Сотрудники, чтобы получить бонусные баллы, которые могут обменивать на дополнительные дни отпуска или иные привилегии, должны проходить «уровни» — выполнять определённые рабочие задания.
Все знают, что симуляторы используются в таких серьёзных отраслях, как подготовка пилотов, космонавтов, гонщиков. «Играя» в такой симулятор перед комиссией или инструктором, человек сдаёт экзамен от которого зависит его судьба — будет он работать по желанной профессии или его с треском выгонят.
Как зарабатывать, играя в игры
Играя в игры, можно зарабатывать деньги. Для этого есть несколько способов:
- Участвовать в киберспортивных турнирах.
- Торговать игровыми предметами на биржах.
- Прокачивать персонажей за деньги.
- Тестировать игры за деньги.
- Вести стримы и продавать рекламу.
- Писать статьи об играх за деньги.
- Делать фанатский хэнд-мейд по фандому известных игр, продавать на ярмарках или в интернет-магазинах.
- Заниматься профессиональной разработкой игр.
- Писать и продавать сценарии для игр.
- Создавать дизайн игр, отрисовывать персонажей, локации.
- Поступить на работу в компанию, разрабатывающую компьютерные игры, на любую должность. Там часто пишут в вакансии, что ищут увлеченных людей, разделяющих корпоративные ценности, кто неравнодушен к играм.
Более подробнее о способах заработка на играх я писала в своей статье на Partnerkin: Как заработать на играх в 2022 году — от заработка на NFT играх до продажи скинов за реальные деньги
Вместо заключения
Играть или не играть — вот в чём вопрос, а ответ каждый выбирает по себе. Если играть без цели, может появиться риск игровой зависимости. Если играть с умом — игры можно использовать как тренажёры для саморазвития и роста жизненного опыта. Желаю всем выигрывать не только в компьютерных играх, но и по жизни!